0

Старое, гори! Новое, родись!
Как отмечают праздник Яран Сувар в Дагестане

Сапият Акаева, советник по связям с общественностью и СМИ «Газпром межрегионгаз Махачкала»

Лезгины — одна из многочисленных народностей Дагестана. Эта нация является настоящей сокровищницей уникальных обычаев и самобытных праздников. Есть у них и праздник цветов, и даже праздник черешни, ну а день Яран Сувар они воспринимают как праздник всех лезгин.

Яран Сувар отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия. Гостям республики не следует путать языческий традиционный Яран Сувар с мусульманским праздником «Навруз байрам». Яран Сувар символизирует обновление жизни, победу света над тьмой, весеннего тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью. «Яр» по-лезгински «красный». Но это слово многозначно в лезгинском языке, «яр» — это также название весеннего месяца в лезгинском земледельческом народном календаре, и приходится на период с 21 марта по 4 апреля.

Красный цвет в жизни лезгин весьма символичен. Согласно их древним верованиям земля держится на рогах красного быка, а сам бык занимает важное место как в хозяйственной, так и в духовной жизни. Красному быку поклонялись, его приносили в жертву в праздник Яран Сувар. Назначенного для жертвоприношения быка хорошо кормили, на шее завязывали красные нитки. Перед принесением в жертву, быка еще ночью трижды водили вокруг села и уже после мясо раздавали всем жителям поровну.

В наши дни традиции продолжаются, так как праздник любим и детьми, и взрослыми. Каждый год основные мероприятия разворачиваются у знаменитой древней цитадели «Нарын-Кала», расположенной в самом южном городе Дербент. Заблаговременно перед праздником Яран Сувар готовятся сухие ветки, их ставят в виде конусов на специальных площадках для костров. В ночь с 21 на 22 марта зажигаются по семь костров на общественных площадках. Бывает, что в огонь бросают старые вещи, со словами: «Старое, гори! Новое, родись!». Через костры прыгают смельчаки и обязательно не один, а семь раз. Надо отметить, что число семь имеет духовное значение во многих культурах и для лезгин — не исключение.

В семье Гасанагаевых из Сулейман-Стальского района любят этот самобытный праздник, как синтез Нового года и Масленицы, и отмечают его с богато украшенным столом, на котором присутствует не меньше семи блюд. Обязательно при украшении стола используют зеркало, как символ света, и крашеные яйца — символ новой жизни. Важнейшим элементом украшения является блюдо с пророщенной пшеницей, как зеленый островок. Ростки пшеницы подхватывают красной лентой, и это тоже имеет ритуальное значение.

Наида Гасанагаева, оператор ЭВ и ВМ территориального участка Сулейман-Стальского района «Газпром межрегионгаз Махачкала» рассказывает:

«Наши бабушки красили яйца только в зеленый, в цвет свежей травы, а сейчас краски позволяют превращать яйца в разноцветные, и ими играют, так же, как и пасхальными, у кого скорлупка крепче. А еще хозяйки варят кашу, обязательно из семи видов круп и злаков. Семь злаков символизируют семь дней недели, семицветную радугу, семь небес и семь слоев земли, верхние и нижние миры».

Проведя домашнее застолье и встретив гостей, одарив всех сладостями, можно приобщиться к гуляниям на свежем воздухе, где с театрализованными представлениями выступают артисты национальных театров, для ценителей народной музыки поют ашуги (поэт, певец и музыкант в одном лице, — прим. ред.), а свое зрелищное искусство хождения по канату демонстрируют цирковые коллективы канатоходцев.

Гости города Дербент и местные жители могут участвовать в мастер-классах по приготовлению и украшению традиционной южной сладкой выпечки — шекербуры, с помощью специальных щипчиков «магаш». В честь праздника для всех желающих Дербентский музей-заповедник организовывает чаепитие с восточными лакомствами и с ароматным чаем из самовара, а также угощение горячим пловом, приготовленном на открытом огне.

Народный праздник дает возможность каждой дагестанской мастерице поучаствовать в негласных кулинарных соревнованиях. Для них разбивают шатры и раскладывают мангалы с дымящимися углями. Мужчины и дети с удовольствием участвуют в дегустациях национальной кухни. И везде, и повсюду главный символ — проросшая пшеница, прямо как новогодняя елка.

Особенно шумно, красочно и масштабно приветствуют пробуждение природы жители южных дагестанских сел и аулов. Ведь для горских жителей Яран Сувар — это сигнал, что пора начинать пахоту земель и сельскохозяйственные работы. Считалось, что, начиная с 22 марта три дня предсказывают, какими будут предстоящие весна, лето и осень. А еще 22 марта с утра юноши с ряжеными идут по дворам односельчан и колядуют, их сопровождают музыканты — игрец на дудуке с барабанщиком. Если двор не ухожен, не убран, то ряженый пускает в адрес хозяев насмешки вроде: «Этот двор мусором богат, здесь живет ленивая хозяйка! Когда же мусор здесь сожгут и порядок наведут?». Конечно же, ряженый сочетает и хулу, и похвалу, ловко используя иносказание, намек, юмор. Вся игра — импровизация и для этой роли подбираются имеющие талант люди. Хозяева не обижаются и сами включаются в игру.

«В давние времена настолько почитаем был Яран Сувар, что в период месяца «яр» между воюющими сторонами заключалось перемирие. Полагалось совершать только добрые дела, а кто был в ссоре — прощали друг друга. Теперь в эти дни все стараются помогать друг другу в различных хозяйственных делах, где нужен коллективный труд. С 21 марта все готовятся к весенним работам, очищают дворы и участки, обрезают сухие ветки, приводят в порядок инвентарь и инструмент. А главное — приводят в порядок тело и душу, чтобы они обновились вместе с природой», — делится Азиз Гасанагаев, мастер по работе с населением территориального участка Суленман-Стальского района «Газпром межрегионгаз Махачкала».

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Шары на Пушкинской — достопримечательность Ростова
Газ на службе Господа
А вы бывали на Камском море?!
Мечты сбываются или возращение на малую Родину спустя 29 лет!