Безграничный Калягин
К 80-летию большого артиста

25 мая актер и режиссер, народный артист РСФСР Александр Калягин отмечает 80‑летний юбилей. Он один из последних больших актеров старой школы ныне здравствующих. Калягин, по истине, артист вне амплуа, кажется, ему доступен весь диапазон героев и персонажей. Сегодня мы поговорим о жизненном и творческом пути артиста и вспомним любимые всеми роли в кино и театре.

Александр Калягин родился в эвакуации в маленьком городке, где прожил меньше года. Послевоенное детство Калягина прошло в Москве в доме №7 Малого Харитоньевского переулка. Здесь с мамой они жили в 11‑метровой комнате в коммунальной квартире. Александр Калягин был единственным и поздним ребенком в семье. Его отец, декан исторического факультета, умер вскоре после рождения сына. Мать растила Сашу одна и окружила его бесконечной любовью. Уже c 5 лет Калягин мечтал стать артистом. Из его воспоминаний: «С младенчества меня окружала только женская аура, я был обволакиваем любовью и нежностью. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову. «Очень, очень талантливый мальчик», — говорили они мне. Меня это вдохновляло и раскрепощало.»

Когда семилетнему Саше захотелось иметь домашний театр, мать привела столяра, который «по указаниям» юного режиссера сделал настоящий маленький театрик — с кулисами, порталом и сценой. Саша приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось.

Чарли Чаплин и Аркадий Райкин стали его кумирами еще в детстве. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». До сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту».

«Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 г.

Несмотря на желание Александра стать актером, на домашнем совете мама и тетушки постановили: надо получить «нормальную» профессию. И Александр поступил в медучилище №14. Окончил его в 1959 году, после чего устроился работать фельдшером «Скорой помощи». Так прошло два непростых года, за которые Калягин узнал, что такое изнанка жизни. После чего он все-таки решил осуществить свою детскую мечту.

В 1962 году Калягин не без труда поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Первые годы в институте были одним из самых тяжелых периодов в его жизни, как признается сам артист. На втором курсе Александра чуть было не отчислили за профнепригодность. Говорили о невнятности амплуа — метр семьдесят два, не социальный, не любовник, не худощавый, лысеющий… Героев играть не может, пионеров не может, стариков в театрах и так полным-полно. Куда его?

Александру помогла случайная удача в лице первокурсницы Любы Кореневой, которая согласилась поставить и сыграть с ним в отрывке «Свидание хотя и состоялось, но…» по Антону Павловичу Чехову. Там гимназист, трепеща перед первым свиданием, покупает для храбрости десять бутылок пива.

Этот отрывок был признан ректором Борисом Захавой лучшим на курсе. Наконец Веселый и обаятельный, Александр вскоре стал одним из лучших учеников в училище. Все преподаватели восхищались его талантом. А много позже театроведы восхищенно резюмировали: Калягин будто бы рожден, чтобы играть чеховских персонажей! Калягин становится лидером курса, а этот рассказ потом показывали на всех концертах щукинцев как своего рода «гвоздь программы». Анастасия Вертинская вспоминала, как они с сокурсниками бегали смотреть чеховский рассказ при каждой возможности.

Александр Калягин в роли Ленина

В Щукинском училище Александр Калягин встретил свою первую любовь. Талантливая актриса и настоящая красавица Татьяна Корунова приехала из Свердловска, где проучилась до 3‑го курса в университете на физмате. В училище ее приняли безо всяких отборочных туров. О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на 2‑м курсе тайно, просто расписались в ЗАГСе. После окончания училища (1965) Калягин и его жена были приняты в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Несмотря на то, что на этой сцене Калягину удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе Галилея в спектакле по одноименной пьесе Б. Брехта), он чувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова.

И вскоре, в 1967 году, он вместе со своей женой неожиданно уходит из сверхпопулярной «Таганки» в Театр имени М. Н. Ермоловой, билеты в который в то время продавались почти исключительно «в нагрузку». Решительный шаг принес победу: именно в этом театре А. Калягин сыграл Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя — роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры. После нее А. Роом приглашает его на роль Никона Букеева в фильме «Преждевременный человек» по М. Горькому.

Всего за три года Театр имени Ермоловой им было сыграно немало интересных ролей. Среди которых: Попришин в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя и Джим в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса.

Александр Калягин, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев на сцене МХАТ

После смены руководства в театре, Калягин в 1970 году ушел в «Современник», но уже год спустя, оказался во МХАТе. В Московском Художественном театре он проработает почти 30 лет. Сроднится, срастется плотью, кровью, всем существом с этим театральным «титаником» и его отчаянным и отважным кормчим Олегом Ефремовым. Сыграет лучшие свои роли: Петр Полуорлов в «Старом Новом годе» М. Рощина, Леня Шиндин в «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, Тригорин в «Чайке» А. П. Чехова, Ленин в «Так победим!» М. Шатрова, Федя Протасов в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Оргон в «Тартюфе» Мольера и другие.

Во МХАТе Калягин встретился с великим режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом. У Эфроса, за вычетом зарезанного советской цензурой Гамлета, Калягин сыграл две роли. Федю Протасова и мольеровского Оргона. Там и там — трагически смешон, но никогда — комически трагичен. И… невероятное мужское обаяние!

Спектакль «Старый Новый год» на сцене МХАТ.

Вот строки из книги А. Эфроса «Продолжение театрального романа»: «Мысль о Калягине пришла от реальной встречи с актером, которого я уверенно могу назвать эталонным, образцовым. Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона. Во‑первых, он действительно понимает, что такое содержание роли. Сейчас я вижу, что когда Калягину не хватает содержания, он раздражен. Калягин может целый кусок роли сыграть на репетиции без слов, на тарабарщине, а содержание будет понятно. И я в зале заплачу или засмеюсь. Во‑вторых, у Калягина абсолютный слух. Ему ничего не надо объяснять логически, формулами. Можно подбросить краску — и он ее тут же уловит. Калягин глазами схватывает все цепко-цепко. С ним перебрасываешься образами, а не понятиями. От моих показов, от моего напора могут устать все, но не Калягин. Он похож на мячик или на кубарь: три-четыре часа катается по сцене со страшной силой.»

Блестяще сложилась карьера артиста и в кино. В 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Александр Калягин сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина. Творческое сотрудничество с Н. Михалковым успешно продолжилось в картине «Раба любви», 1975.

«Раба любви», 1976 г.

Среди огромного количества фильмов, в которых снимался Александр Калягин, один занимает особое место. Это картина Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленная по пьесе Чехова «Платонов», а также по мотивам чеховских рассказов. В этой картине по-настоящему раскрылся многогранный талант актера. Роль чеховского Платонова принесла Александру Калягину славу и признание не только в СССР, но и за рубежом: фильму был присужден главный приз Международного фестиваля в Сан-Себастьяне (Испания).

Картина «Неоконченная пьеса для механического пианино» сыграла и еще одну важную роль в жизни Александра Калягина. На съемках он познакомился с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла в фильме Сашеньку. Тогда, во время съемок, начинающая актриса стеснялась своего знаменитого партнера. Прошло два года… Однажды Калягин вдруг позвонил ей и предложил сходить в театр. Так начался их роман. Вскоре они поженились и с тех пор живут вместе.

Александр Калягин с семьей

В биографии киноартиста А. Калягина особняком стоят еще две роли, которые сделали его, без преувеличения, всенародно любимым. Это буффонадная, искрометная, дурашливая и бесконечно обаятельная тетка Чарлея в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя» режиссера В. Титова и невероятный Павел Иванович Чичиков в 5-серийной телевизионной версии «Мертвых душ» Н. В. Гоголя режиссера Михаила Швейцера. Историю калягинского Чичикова вся страна смотрела словно захватывающий детектив. Калягин создал очень русский образ, не просто пройдохи или жулика, а чрезвычайно искреннего, открытого человека.

Выдающийся артист оказался и замечательным педагогом. В 1990 году Калягин выпустил талантливый курс в Школе-студии МХАТа. Кроме того, Калягин преподавал в Международной школе театрального искусства имени А. Чехова (Цюрих, Швейцария, 1989–1991), Британско-американской школе драматического искусства (ВАDА, Оксфорд, Англия, 1990–1993) и Чеховской школе театрального искусства (Париж, Франция, 1992–1995), где, как и в Цюрихе, он проводил мастер-классы совместно с А. Вертинской.

Калягин заявил о себе и как о театральном режиссере постановками «Чехов Акт III» в театре «Нантер» (Париж, Франция) и «Ревизор» Н. В. Гоголя в театре «Элдредж» (Кливленд, США). В 1992 году Александр Калягин создал собственный театр и назвал его «Et Cetera». В 1996 году стал председателем Союза театральных деятелей России.

«Мне все тяжело давалось — через борьбу… Это касается и личной жизни, и театральной, и киношной. Это только с виду я благополучный полненький живчик…»

«…Без искусства человечество одичает, без него труднее оставаться человеком, бороться с самим собой, со своими низменными инстинктами.»

Александр Калягин

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Ко Дню защитника Отечества.
«Мужчины из Кировской области всегда славились крепким здоровьем и стойкостью духа»
Работник-пчеловод
Тракторный оазис
Фестиваль спорта и хорошего настроения