От хоромины до Ленкома
350 лет российскому театру

В 2022 году отмечается юбилей российского драматического театра — в нашей стране он появился 350 лет назад. С тех пор менялись эпохи и правители, а театральное искусство продолжало процветать и развиваться. 

Комедийная хоромина

Первый драматический театр в России был открыт по указу Алексея Михайловича Тишайшего — второго русского царя из династии Романовых.

Считается, что государь решил построить специальное театральное здание для развлечения второй супруги — Натальи Нарышкиной. Кстати, именно она была матерью Петра Великого.

Здание будущего театра возвели в летней царской резиденции, которая находилась в селе Преображенском недалеко от Москвы. Оно получило название Комедийной хоромины.

Внутри «хоромина» представляла собой одно большое помещение (палату), в котором была установлена отгороженная завесой сцена. Развлечение в первую очередь предназначалось для царских особ, поэтому отделка палаты была по‑настоящему роскошной. Стены помещения задрапировали красной тканью, а пол — зеленой. Для оформления декораций и росписи «хоромины» был приглашен гамбургский живописец Петер Шимс, которого называли «мастером перспективного дела».

Комедиальная хоромина Алексея Михайловича

Дальняя от сцены часть «хоромины» была огорожена и представляла собой «клеть» — специальное помещение для царицы и ее дочерей, откуда они и смотрели представление. Для правящей семьи были предназначены особые места — кресла, обитые красной тканью. Свита располагалась на обычных деревянных скамьях, установленных позади кресел.

Первый спектакль

27 октября 1672 года, то есть ровно 350 лет назад благодарным зрителям была показана «Комедия, как Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину наученью».

Пьесу в стихах «Артаксерксово действо» написал и поставил лютеранский пастор Йоганн Готфрид Грегори, а актерами стали иностранцы из Немецкой слободы. Само произведение было написано на немецком языке, на нем же исполнялось на сцене. А чтобы зрители понимали, о чем идет речь, им периодически пересказывали смысл сценок по-русски.

Иоганн Готфрид Грегори
Царь Алексей Михайлович

Антрактов в пьесе не было, а шла она 10 часов подряд. Но это не помешало зрителям смотреть представление, буквально затаив дыхание.

К сожалению, существовала Комедийная хоромина недолго — после кончины Алексея Михайловича его сын, царь Федор III, приказал разрушить «богопротивное» заведение.

В октябре 1702 года по приказу Петра Великого на Красной площади в Москве началось строительство Комедиальной храмины — первого публичного государственного театра в России, который мог вместить 500 зрителей. В театральном зале располагались закрытые ложи, партер и балкон.

Театральное представление, XVIII в.

Однако и этот театр просуществовал недолго — уже в 1707 году здание демонтировали, а весь реквизит был перевезен царевной Натальей Алексеевной в ее личный театр в селе Преображенском.

255 лет спустя

История любит повторяться. Возможно, именно поэтому спустя ровно 255 лет после первого спектакля в Комедийной хоромине, 27 октября 1927 года в бывшем здании купеческого клуба в Москве открылся Центральный театр рабочей молодежи. Сокращенно — ТРАМ.

Московский театр имени Ленинского комсомола расположился в здании бывшего Купеческого клуба

Поначалу работники театра вели «двойную жизнь» — днем работали на предприятиях, а по вечерам репетировали, учились театральному искусству и давали спектакли. Спустя четыре года, в 1931 году, ТРАМ был признан профессиональным театром.

Среди известных личностей, работавших в ТРАМе, был и Михаил Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Писатель выступал в роли консультанта по драматической части.

Репетиционный процесс в ТРАМ

За музыкальную часть отвечал Исаак Дунаевский — советский композитор и дирижер. Именно он написал музыку к фильмам «Веселые ребята», «Дети капитана Гранта» и многим другим известным кинолентам.

ТРАМ несколько раз менял свое название. Так, 20 февраля 1938 года он был переименован в «Московский театр имени Ленинского комсомола», но с легкой руки современников быстро стал известен как «Ленком».

Спектакль «Сирано де Бержерак»

В этом же году в театр вместе со своими сподвижниками из МХАТа пришел Иван Николаевич Берсенев — актер и бессменный руководитель «Ленкома» с 1938 по 1951 годы. При его непосредственном участии были поставлены «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Живой труп» Л. Н. Толстого и другие нашумевшие театральные постановки.

Интересно, что за пару месяцев до начала Великой Отечественной Войны Берсенев вместе с драматургом Константином Симоновым поставил в «Ленкоме» пьесу «Парень из нашего города», в которой уже чувствовалось дыхание войны.

Визитная карточка театра «Ленком» спектакль «Юнона и Авось» не сходит со сцены уже 40 лет!

Спектакль «Юнона и Авось»

В 1963 году «Ленком» возглавил Анатолий Эфрос — годы его руководства называют «золотыми» в истории театра. В его постановках принимали участие Валентин Гафт, Лев Дуров, Михаил Державин, Ольга Яковлева, Александр Ширвиндт и многие другие талантливые актеры.

Но в марте 1967 Эфроса отстранили от руководства «Ленкомом» и перевели в Драматический театр на Малой Бронной, так как МГК КПСС посчитал, что постановки режиссера подрывают идейные основы социализма.

Актеры Ленкома И. Чурикова, А. Абдулов, Е. Леонов, Н. Караченцов

В 1973 году на должность главного режиссера театра пришел Марк Захаров, и с его приходом начался новый рассвет «Ленкома». Здесь выступали Инна Чурикова, Евгений Леонов, Олег Янковский, Мария Миронова, Александр Абдулов и многие другие известные личности.

Еще одним популярным актером, который играл в «Ленкоме», был Николай Караченцов. И тут тоже совпадение — он родился 27 октября 1944 года, спустя ровно 17 лет после открытия «Ленкома».

В 2019 году, после смерти Марка Анатольевича, театр снова изменил свое название — теперь это Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова».

Олег Янковский и Марк Захаров

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Дни культуры Ростовской области пройдут в Санкт-Петербурге
Тарханы — отчий дом гения русской литературы
Воплощенная в бронзе история России
«Белая кость» русских народных промыслов