110 лет российской анимации

Ежегодно весной в нашей стране отмечают День российской анимации. Праздник приурочен к официальной дате выхода в свет первого анимационного фильма, созданного в России. 26 марта 1912 года, а по новому стилю 8 апреля, 110 лет назад, зрители впервые увидели первый кукольный мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Автор Владислав Старевич, биолог по образованию, использовал в качестве актеров препарированных насекомых, да так успешно, что восхищенная публика была уверена, что увидела перформанс настоящих дрессированных жуков.

Владислав Старевич за работой над мульфильмом «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»
Владислав Старевич и его персонажи

С тех пор слава о русской анимации разнеслась по разным странам. Появившаяся позднее советская школа укрепила мировые позиции отечественных мастеров цеха. Мультфильмы СССР до сих пор любят за их необычность, очарование и уникальные новаторские визуальные решения.

День российской анимации был учрежден в 2012 году, в столетнюю годовщину премьеры «Прекрасной Люканиды».

К концу 1920‑х годов в СССР появляются первые мультипликаторы и снятые ими анимационные картины. Чуть позже, в начале 1930‑х годов в Советском Союзе возникли свои серьезные школы мультипликации.

Так Юрий Меркулов организовал свою студию при техникуме кинематографии. С ним работали будущие классики советского кино: сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева и Владимир Сутеев. Снятые ими в 1924 и 1925 годах первые мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне» были очень позитивно оценены зрителями.

В 1927 году Иван Иванов-Вано снимает первые два детских мультфильма «Сенька Африканец» и «Каток». Появилась и студия «Межрабпром», которая позже войдет в состав «Союзмультфильма». С этого момента детская мультипликация окончательно начинает вытеснять агитационные и пропагандистские картины, происходит своеобразная революция. Именно в это время взрослые мультипликаторы начинают ориентироваться на детей и закладывать в свои картины еще и воспитательные моменты.

Уже с этого времени, вплоть до 1934 года, когда произошел коренной перелом в отечественной мультипликации, появляется целая плеяда заметных отечественных мультфильмов: «Тараканище», «Почта», «Мойдодыр».

«Кошкин дом», 1938 г.
«Мойдодыр», 1939 г.

В 1933 году в СССР впервые попали мультфильмы уже знаменитого американского мультипликатора Уолта Диснея «Пароход Вилли» и «Три поросенка». А годом позже на Московском кинофестивале продемонстрировали несколько выпусков «Микки Мауса». Эти мультфильмы произвели революцию в мировой мультипликации. Новые приемы, использованные Диснеем, такие как плавность смены кадра, «пушистость», многоплановая камера произвели большое впечатление не только на отечественных мультипликаторов, но и лично на И. Сталина.

10 июня 1936 года была создана крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», которая включила в себя различные мультипликационные мастерские. Первый мультик, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко» (1936), он был черно-белым. Через год появились и цветные мультфильмы.

«Конек-Горбунок», 1947 г.
«Каштанка», 1952 г.

Несмотря на большой период простоя студии в годы Великой Отечественной войны и эвакуацию в Самарканд, «Союзмультфильм» очень сильно эволюционировал в плане технологии мультипликации. Сразу после победы студия снимает серию мультфильмов, которые отличались высокой степенью реализма. В 1947 году был выпущен первый полнометражный рисованный фильм «Конек-Горбунок». Использовались новые приемы и технические средства, к примеру, фотокопирование. Дальше последовали, ставшие классическими и не потерявшие актуальность до наших дней мультфильмы: «Непослушный котенок», «Каштанка», «Пропавшая грамота», «Снежная королева».

Леонид Шварцман — художник-постановщик, а позднее режиссер, работавший на «Союзмультфильме» с 1948 года:

«Многие ведущие наши и режиссеры, и художники, были под большим влиянием студии Диснея. Он повлиял на творчество того же Хитрука, Хржановского, Норштейна и Котёночкина с его «Ну погоди!». Наш «Союзмультфильм», взяв от Диснея самое лучшее, затем все это творчески переосмыслил, и коллектив единомышленников — это же целое созвездие талантливых личностей — стал производить ленты мирового уровня, не побоюсь этого слова.»

Для мультфильмов 1945–1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (multiplan — камера, укрепленная над многоярусным съемочным станком, позволяющая делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы).

«Снежная королева», 1957 г.

Уже в начале 1950-х годов начинается новый самобытный этап развития отечественной мультипликации. Борьба с западным влиянием обернулась не упадком, а расцветом отечественной мультипликации. «Аленький цветочек», «Снегурочка» и «Двенадцать месяцев» стали первыми мультфильмами, открывшими дорогу будущим поколениям наших мультипликаторов.

В 1960–1980‑х годах выходит созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Крокодил Гена», «Котенок Гав», «Простоквашино» «Ну, погоди!», «Возвращение блудного попугая» и другие.

В «Песне о соколе» (1967) Борис Степанцев впервые в СССР применил технику живописи по стеклу (целлулоиду), а в дилогии про «Малыша и Карлсона» — технологию электрографии. Начинаются эксперименты в компьютерной мультипликации.

Советская мультипликация стала регулярно участвовать в зарубежных фестивалях и занимать призовые места («Варежка», «Балерина на корабле» и другие).

Стремительный рост телевизионной сети в 1950–1960‑е годы привел к появлению телевизионной кинематографии, а затем и мультипликации. В 1970 году Гостелерадио СССР стало регулярно заказывать производство детских художественных и мультипликационных телефильмов — часть мультфильмов для комитета производило его подведомственное предприятие «Творческое объединение «Экран».

«Приключения капитана Врунгеля», 1981 г.

За время своего существования Гостелерадио СССР и его преемников были созданы мультфильмы о коте Леопольде, домовенке Кузе, Алисе в стране чудес и Зазеркалье, поросенке Фунтике, серии фильмов: «Приключения капитана Врунгеля», «Приключения Незнайки», «Приключения Мюнхаузена» и многие другие.

В 1981 году в Творческое объединение «Экран» пришел Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином: «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», перенеся затем эту эстетику и на рисованные фильмы.

Юрий Норштейн

Говоря о отечественной мультипликации нельзя не отметить отдельно творчество Юрия Норштейна. Среди его работ особое место занимают ленты «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». В 2003 году на Международном анимационном фестивале «Лапута» в Японии по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен. «Сказка сказок» по своей поэтике, а также используемым техническим приемам близка картинам Андрея Тарковского, графике Пабло Пикассо, японской живописи. Фильм удостоен различных кинонаград.

«Ежик в тумане», 1975 г.

Современная российская анимация, хотя и является приемником и продолжателем советской, давно вышла из-под ее тени. Отечественные работы последних 20 лет имеют все больший успех у россиян. С 2009 года количество зрителей у полнометражных мультфильмов, сделанных в России или в сотрудничестве с другими странами, выросло в пять раз. А число отечественных лент, как и их доля на российском рынке, — вдвое. Отдельные российские мультфильмы популярны не только у себя на родине, но и за рубежом. «Смешарики» выходят в прокат в США и Китае, сериал «Маша и Медведь» любят дети в Италии, Индонезии и Малайзии.

День российской анимации — это профессиональный праздник огромного количества талантливых людей — художников, сценаристов, режиссеров, композиторов. Благодаря их труду на свет продолжают появляться всеми нами любимые российские мультфильмы, с их обаянием, самобытностью и глубиной.

«Маша и медведь»

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Викторина ко Дню российского кино
Дни культуры Ростовской области пройдут в Санкт-Петербурге
Футбольная команда петроградских чекистов обретает имя «Динамо»
70 лет знаменитой всесоюзной стройке — Волго-Донскому судоходному каналу