0

Модерн — последний из высоких стилей
Ко Всемирному дню модерна

Ежегодно 10 июня в мире отмечают международный праздник — Всемирный день модерна. Праздник был учрежден в 2013 году по инициативе венгерского журнала Szecessziós Magazin и проведен в Музее прикладного искусства там же, в Будапеште. Эта инициатива была поддержана европейским движением Réseau Art Nouveau Network в Брюсселе и Art Nouveau European Route в Барселоне. Организаторы праздника не случайно выбрали в качестве даты его празднования день 10 июня. Эта дата символична как день памяти двух ушедших великих архитекторов эпохи модерна: Эдена Лехнера и Антонио Гауди. Что же представляет из себя модерн? Давайте разбираться.

Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880‑х годов — 1914 год — начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. Во Франции это время принято называть «Belle Époque» («Прекрасная эпоха»). В России модерн обычно ассоциируют с Серебряным веком. Это были годы, когда расцвели архитектура, живопись и поэзия.

Декор входной группы Выставочного павильона Венского сецессиона

В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Модерн можно определить не только как чисто стилевую категорию, но также как историко-культурное понятие конца XIX века. Оно отличалось с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой — настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством.

В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — Ар‑нуво, в Германии — Югендштиль, в Австрии — Сецессион, в Англии и России — модерн, в Италии — Либерти, в Испании — Модернизмо, в Швейцарии — еловый стиль.

Родиной модерна считается Бельгия (точнее Брюссель), основоположниками — бельгийский архитектор Виктор Орта и соперничавший с ним Анри ван де Велде.

Павильоны метро в Париже

Отвергнув все заимствования прошлых столетий, модерн изобрел свой собственный язык. Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов — симметрии, ордера и античного декора фасадов — в пользу природных плавных текучих форм. Одной из отличительных черт направления стал уход от прямых углов и линий и использование плавной кривой — линии развивающихся женских волос, создающим тот же эффект пластики и динамики.

В основу своих творений мастера модерна заложили растительные орнаменты и рисунки. Именно поэтому так часто на стенах и фасадах сооружений в стиле модерн можно увидеть ползущий вьюнок, ничем не сдерживаемый и не ограниченный.

Витражи — одна из визитных карточек стиля модерн

Помимо растительного и животного мира, широко применяемого в оформлении внутреннего и внешнего пространства, для модерна также характерно преобладание пастельных приглушенных тонов. Основные цвета в модерне: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые. Строительные материалы модерна — железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич. После долгого забвения в интерьере в этот период появились витражи, утраченные после эпохи Ренессанса.

Еще одним характерным признаком модерна является синтез искусств. То есть архитектор не только проектировал здание, но и полностью отвечал за его внутреннее оформление, какие-то бытовые элементы. Одним словом, был и зодчим, и художником, и дизайнером.

Все перечисленные черты были присущи также творчеству музыкантов, поэтов и литераторов, ювелиров и модельеров того периода. Но все-таки наибольшее воплощение стиль получил в архитектуре и живописи.

Модерн в архитектуре

Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами. Здание — это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон.

Станция Городской железной дороги Карлсплац, Вена, Австрия

Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все — от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов — решено в одном ключе.

В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.

Дом Бальо, Барселона, Испания

Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери — иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Окна ленточные — во всю стену, или «магазинные» — широкие, наподобие витрин.

Пожалуй, наиболее широко и разнообразно модерн в архитектуре получил развитие во Франции и Австро-венгерской империи, хотя безусловно, прекрасные образчики ар нуво можно найти в любой стране Европы, в каждой из которых стиль мог иметь свои особенности.

Железнодорожный вокзал, Хельсинки, Финляндия

Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX века. Наиболее фантастические формы символизм Модерна приобрел в Испании, в творчестве гениального архитектора-символиста Антонио Гауди. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом».

Стилистически многообразно романтическое мышление эпохи проявилось в русском модерне. Гениальным архитектором московского модерна был Федор Шехтелъ. Таланты Шехтеля и художника Михаила Врубеля соединились в работе над особняком Морозовой в Москве (1893).

В последние годы, накануне первой мировой войны, искусство Модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. Это течение получило развитие в рамках национально-романтического движения сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге и было названо позже «северным модерном». Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов петербургского модерна. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглыми или многогранными эркерами, майоликовыми фризами, сильным выносом кровли на кронштейнах, мелкой расстекловки окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками.

Модерн в живописи

Для живописи модерна также характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи той поры. Для нее было характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной четкостью фигур и лиц первого плана. Все это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнес в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики. Распространенным стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки.

«Поцелуй», Густав Климт

Самым ярким образцом живописи модерна являются полотна австрийского живописца Густава Климта. Картинам, написанным Климтом в 1900‑х годах, свойственно сочетание объемной моделировки фигур людей с плоскостной орнаментальностью. Художник покрывает части обнаженного человеческого тела яркой мозаикой и золотыми узорами. В такой манере исполнены наиболее популярные картины художника «Юдифь» (1901), «Поцелуй» (1907–1908), «Три возраста» (1908), «Саломея» (1909).

Литография, книжный дизайн, графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря в первую очередь работам англичанина Обри Бердсли. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

«Мечтательность», Альфонс Муха

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии — последователи «прерафаэлитов». Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бердсли. Графика Бердсли — классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Самыми известными работами автора стали серия иллюстраций к «Сказаниям о короле Артуре» Джона Дента, «Саломее» Оскарда Уальда, рассказам Эдгара По.

«Сказания о короле Артуре», Обри Бердсли
«Соломея», Обри Бердсли

В Германии в конце XIX века большого успеха достиг художник и скульптор модернист Макс Клингер. Что касается России, то стоит отметить, что предтечей модерна был абрамцевский художественный кружок, который организовал выдающийся меценат и промышленник Савва Мамонтов. В это неформальное объединение русской интеллигенции еще в 1870‑е годы входили такие выдающиеся художники, как Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов. Среди художников и графиков, работавших в стиле модерн, можно выделить Михаила Врубеля, Александра Бенуа и Константина Сомова.

«Шестикрылый серафим», Михаил Врубель

Многие убеждены, что художники и архитекторы модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так и остался переходным периодом. Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их отказ от идей модерна стал отказом вообще от идей художественности и привел к безликости и прерыванию «связи времен». Вот почему мы все же называем искусство Модерна последним большим художественным стилем.

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Последнее пристанище непобедимого адмирала
Любимый музей жителей Саранска
Юстиниан
Ко Всемирному дню поэзии
Пожалуй, самый «культурный» офис в очередной раз удивил