8 июля в нашей стране отмечают День семьи, любви и верности. Как говорил Федор Достоевский, «без детей нельзя было бы так любить человечество». В нашей компании 22 многодетные семьи. Обычно о родительстве рассказывают мамы, но есть тайная опора, на которой, можно сказать, держится дом — папы. В преддверии праздника мы побеседовали с отцом четверых детей, заместителем генерального директора по юридическим вопросам и имущественным отношениям Сергеем Громовым. О разнице в воспитании девочек и мальчиков, а также о безгранично растущей любви читайте в интервью.
— Знаем, что вы глава большой семьи…
— У меня трое сыновей и дочь. Старшему ребенку тринадцать лет, младшей — пять.
— Думали ли вы когда-нибудь о том, что станете многодетным отцом?
— Я это предполагал. Все идет из детства: как единственному ребенку в семье мне всегда хотелось иметь братьев и сестер. Поэтому, проецируя эту ситуацию на своих детей, я думал, что они будут счастливы вырасти в большой и веселой семье!
— Есть мнение, что трудно с одним ребенком, а когда два и более — это намного проще. Согласны с этим утверждением?
— Полагаю, здесь дело не в трудности. Как правило, многие родители «тренируются» на первом ребенке и пытаются закрыть свои нереализованные мечты и амбиции, тем самым сильно «загоняют» этим как ребенка, так и себя. Зачастую первенец выступает своеобразным тренажером по отработке подобных историй. На втором и последующих детях приходит легкость отношения: проще воспринимаешь какие-то вещи, которые раньше казались сложными.
— Как вы считаете, что в первую очередь требуется от отца в многодетной семье?
— Роль отца устроена таким образом, что он глава семьи, капитан большого корабля. Прежде всего, детей нужно любить. Многие не многодетные родители задаются вопросами: «Как любить двоих или троих?», «Как эту любовь разделить?». Отвечаю: вашей любви хватит на всех! Любовь идет по экспоненте: ее не становится меньше, наоборот, с каждым последующим шагом она прирастает. Вот такой феномен.
Любое воспитание во многом строится на подражании. Хочешь научить детей читать — читай сам. Мечтаешь видеть ребенка спортивным — занимайся спортом. Важно показать на личном примере, что такое достойный человек.
— Есть ли у вас дома настольная книга, которая показана к прочтению всем членам семьи?
— Мы православная семья, поэтому основой является Евангелие. Каждое воскресенье с детьми ходим в Федоровский собор в Пушкине, где они уже чувствуют себя как дома. Никому не навязываю своих убеждений, но мы внутри семьи стараемся жить так. Моя супруга много читает детям классическую литературу начиная от Марка Твена, заканчивая Чеховым, такие книги очень важны.
— Религиозность в вашей семье — это преемственное?
— Нельзя сказать, что моя семья была религиозна, но так сложилось, что в определенные моменты жизни в меня это заложили.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших главных открытиях как отца?
— Большая семья — это огромная радость. Второе, повторюсь, — важно воспитывать не на словах, а на личном примере. Иначе это не имеет смысла.
— Как вы считаете, почему люди зачастую боятся иметь большие семьи?
— Проблема в том, что в нашем обществе не учат тому, как создать счастливую семью. Такого предмета нет в школе, и родители зачастую не передают следующему поколению опыт создания гнезда. Поэтому так много неполных семей, разводов, дети растут без отцов. Мне кажется, очень многие, как слепые котята, учатся на своих ошибках. Вернее, кто-то делает выводы, а кто-то всю жизнь спотыкается.
— Каких правил вы придерживаетесь в семье?
— На стене при входе в дом висит табличка: «Правила семьи Громовых». Шутка, конечно. Как таковых правил нет. Есть разум и простые нравственные устои, которые всеми понимаются и принимаются. Вокруг этого фундамента все и строится.
— Можете описать собирательный образ многодетного отца, пожалуйста.
— Это ответственный человек, который много работает, любящий свою жену и детей. И, полагаю, у него должен быть стержень. Если его нет, то просто не сможешь такую большую семью выстроить и провести по жизни.
— Вы считаете себя строгим отцом или больше папа-праздник?
— Скорее собирательный образ. Когда нужно быть строгим — я таков, если ситуация не требует, то можно выступить и праздником. Здесь нет крайностей, мы все люди, которые могут меняться.
На ваш взгляд, чем принципиально отличается воспитание девочек от мальчиков?
— Я пока отвечу так: девочку в большей степени достаточно просто любить. Как раз у меня подобный случай: трое старших сыновей и младшая дочь. Она цветочек, который постоянно улыбается, радуется, и ты ей радуешься в ответ. Такая вот принцесса среди братьев. С мальчиками по-другому, от них все же нужно требовать. Не бездумно, а как раз показывая личным примером то, где следует проявить усердие, сосредоточиться или прекратить скандалить. К сыновьям больше требований, потому что они будущие мужчины, которые смотрят на отношения родителей и формируют подсознательно будущую модель поведения. Еще очень важна конкурентная среда как внутри семьи, так и вовне. Дух соперничества закаляет, и мальчики растут сильными и целеустремленными, что необходимо для жизни.
— Вы пример для своих детей, но чему сами от них учитесь?
— Полагаю, что переосмыслению. Я вижу, насколько состояние ребенка зависит от атмосферы в семье. Наблюдая за своими детьми, ретроспективно оцениваю то, как я реагировал на какие-то события, и как воспринимают их они. Происходит переосмысление за счет общения с детьми.
— Вы много работаете и так вкладываете душу в семейный очаг. У вас остается время на себя?
— Хобби, конечно, есть. Например, наша стандартная русская история: охота, рыбалка, природа. Но сейчас новый этап жизни: мы купили дом, в котором постоянно живем, я «отрываюсь» там.
— Газоны косите?
— Да, хозяйство хлопотное, всегда есть чем заняться: газоны, что-то покрасить, переделать, починить… Поэтому сейчас мое хобби — это обустройство быта на новом месте жительства. А что дальше — время покажет.
Комментариев нет