История Камиля Габдрашитовича Хабибуллина, матроса 31 Краснознаменной ордена Нахимова дивизии подводных лодок.
— Жизнь моряка-подводника не так романтична и беззаботна, как может показаться на первый взгляд, — начинает рассказ Камиль Хабибуллин.
Сейчас на суше, уже много лет, он слесарь и водитель аварийной бригады Кыштымской газовой службы «Газпром газораспределение Челябинск», а в начале 90-х молодой человек бороздил просторы Тихого океана, охранял рубежи Родины в составе экипажа атомной подводной лодки «60 лет Великого Октября».
— Я служил на Краснознаменном Северном флоте ВМФ СССР. Пришла повестка, прошел медкомиссию и получил назначение в Североморск. Так началось мое морское путешествие длиной в три года. Служил я в военной части 63900 31 дивизии подводных лодок.
Распорядок на лодке значительно отличается от того, что ведут матросы на берегу. Морские походы с погружением длятся около 3 месяцев. Там ведется беспрерывная вахта. 4 часа матрос стоит на посту, 8 — учится, смотрит познавательные фильмы, читает, спит. Заниматься спортом на глубине не рекомендуется, попросту может не хватить воздуха, да и нагрузка на организм большая. Затем снова вахта, и так каждые сутки.
— Подводная лодка плавает на глубине 100–150 метров, а раз в 3–5 дней поднимается на отметку 19–20 метров, чтобы связаться с центральным командованием. Всего на несколько минут поднимается перископ и антенна. Доступ к ним имеют только командир и старпом. Но исключения делают для тех, у кого в этот день праздник. Им разрешают посмотреть на водную гладь через всем известную трубу.
Этот выход единственная связь с внешним миром. На корпусе судна нет ни единого иллюминатора, так что наслаждаться водной фауной и флорой в процессе плавания не получится, как и пейзажами берегов, у которых лодка то и дело делает небольшую остановку (на глубине). Воздух в кабины доставляет специальная регенеративная установка, она вырабатывает его из соленой воды, этот же прибор проводит опреснение.
Одним из запоминающихся событий для молодых подводников является посвящение. Когда лодка с экипажем опускается на отметку 50 метров — новобранцев приглашают на центральный пост. Уже на месте им вручают грамоту подводника и проводят испытания. Матрос должен выпить пол-литра соленой океанической воды и поцеловать кувалду. Инструмент, подвешенный к подволоку, раскачивают, а «первогодка» должен изловчиться, чтобы не выбить зубы.
День на подлодке похож один на другой. Поэтому матросы развлекают себя при любой возможности. Однажды на стоянке в Гаджиево мы чистили поверхность лодки, а над нами летали чайки, и здорово задерживали процесс, вы поняли чем. Нам это надоело, и мы решили проучить птиц, отогнать. Поймали одну на крючок с мясом, надели на нее тельняшку и прицепили к столбу. Птица издавала истошные крики. Но каково было наше удивление, что ее крики не отпугнули пернатых, а наоборот. Через пару минут небо над нами стало черным, а уши уже не могли терпеть вой, издаваемый огромной стаей налетевших на нас бакланов. Птицу отпустили, и все ее сородичи тут же были таковы. С тех пор все мы знали, против природы идти нельзя. Она сильнее при любых обстоятельствах.
Комментариев нет