Регионы
21.06.2023
Ростов-на-Дону
0

Театр, отразивший эпоху
Ростовскому драматическому театру исполняется 160 лет

Ирина Сидоренко, ведущий специалист отдела по связям с общественностью и СМИ «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону»

Ростовчане очень гордятся театром имени Горького, которому 23 июня исполняется 160 лет. Так и говорят: «А театр-то у нас уникальный!» и в эту самую уникальность вкладывается одновременно столько, что отделить одно от другого подчас и невозможно!

Здание является шедевром эпохи конструктивизма.

В Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного в Москве и ростовский драматический театр имени Максима Горького.

Оскар Нимейер — виднейший латиноамериканский архитектор XX века, назвал здание в виде трактора архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха жемчужиной советской архитектуры. Историки утверждают, что в основу создания театра было положено высказывание Луначарского: «Наша эпоха должна и может отразить себя в театре».

В конце 1929 года ростовский городской совет признает «состояние театрального дела в Ростове-на-Дону совершенно катастрофическим» в силу отсутствия годного театрального помещения. Размах начавшейся стройки был настолько огромен, что ее объявили всесоюзной.

Приветственные телеграммы к открытию здания прислали Алексей Толстой, Илья Эренбург, артистка Ольга Книппер-Чехова, маршал Семен Буденный. Прозвучали напутствие Константина Станиславского, который в телеграмме пожелал: «Успеха в борьбе за настоящее искусство». Было обращение старейшего в стране Малого театра, артисты которого даже вызывали «новый коллектив ростовской драмы на творческое соревнование».

Первым зрителям был показан спектакль «Мятеж» по одноименной повести Дмитрия Фурманова. Известно, на сцену по ходу действия была выведена целая конница. Венгерский писатель Бела Иллеш изумлялся размерам сценического пространства: «Если будет показана война, то по сцене пройдет целая армия с кавалерией, артиллерией и танками. Если на сцене будет совхоз — целые тракторные колонны смогут продефилировать перед зрителями». Кстати, через несколько лет после открытия в 1935 году, фасад здания облицевали итальянским мрамором, а остальную часть театра гранитом и инкерманским известняком. На втором ярусе появились горельефные композиции «Гибель Вандеи» и «Железный поток», выполненные скульптором Сергеем Корольковым. На них была запечатлена братоубийственная война, которая особо проявилась на Дону.

Уже в то время театру, получившему имя «лучшего пролетарского писателя Максима Горького», придавалось большое значение: из Москвы был приглашен крупнейший советский режиссер того времени — Юрий Завадский. Вместе с ним приехала и часть его труппы: Вера Марецкая, Ростислав Плятт (кстати, родившийся именно в Ростове) и Николай Мордвинов. А первая театральная актерская труппа была создана 23 июня 1863 года, и ее воспитанники также делили сцену с именитыми мастерами.

В годы Великой Отечественной войны немецкими захватчиками была создана специальная зондеркоманда, которая разработала план, как взорвать ростовский театр. И в ночь с 13 на 14 февраля 1943 года, подложив динамит под сцену, они взорвали прекрасный дворец, который горел потом целых пять дней. В газете «Правда» появилась статья «Героический театр»: «Труппа Ростовского драматического театра, оставив все свое личное имущество, свой кров, свою одежду, вывезла из города декорации и театральный гардероб». Во время работы в эвакуации артисты на фоне родных декораций и в прекрасных театральных костюмах показывали спектакли и бесплатные шефские концерты. Позже Иосиф Сталин отметит такую преданность делу и профессии именной телеграммой.

Конец 50‑х годов принес переоценку архитектурных взглядов и амбиций. Именно потому, что строительство задерживалось, средств для классического оформления фасадов не было, архитекторы пришли к принятию правильного решения — сохранить уникальный и неповторимый образ театра-трактора. В декабре 1953 года ростовским «Горпроектом» был утвержден, как наиболее экономичный, проект восстановления театра со зрительным залом на 1200 мест, разработанный авторским коллективом под общим руководством Николая Семененко. В объеме бывшей северной части здания, использовав сохранившиеся стены и конструкции, создали летний Зеленый театр. Отреставрированный «трактор» вновь открыл свои двери зрителям в 1963 году.

В 1960–70-е года в театр пришла яркая, наполненная донским ароматом проза Михаила Шолохова. В 1976 году спектакль «Тихий Дон» получил Госпремию РСФСР им. К. С. Станиславского. Пик своей популярности театр переживал в 80‑е годы, когда труппой руководил замечательный режиссер Юрий Еремин. В 1981 году театру было присвоено звание «академический». А с 1996 по март 2013 года бессменным худруком и директором театра был народный артист России Николай Сорокин, который поставил на ростовской сцене множество ярких и популярных театральных постановок. Немало его работ были отмечены на международных театральных фестивалях. Его постановка «1812. Фельдмаршал Кутузов» получила призы и дипломы фестиваля в Смоленске в дни Бородинского юбилея (2012 год), ее показывали и в Москве.

Сейчас театр успешно принимает зрителей сразу на трех сценах: большой, малой и экспериментальной. Репертуар разнообразный, приоритеты — эстетика, традиции, гражданская позиция. Сотрудники ростовских газовых компаний постоянно посещают спектакли и постановки театра.

Маргарита Мелякова, заместитель начальника отдела по работе с бюджетными потребителями и теплоснабжающими организациями «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону»: «Театр наш очень необычный и привлекает не только своей архитектурой, но и качественным репертуаром. Постановки, как местной труппы, так и театров из других регионов очень интересные. Некоторые из них удостоены наградами. А именно  – Золотая маска за спектакли «Тихий Дон» и «Цыган». После ремонта театр Горького стал просто воздушным. Современная подсветка очень красиво подчеркивает силуэт этого необычного здания, оно словно парит».

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
240 лет Медному всаднику – символу Петербурга
Не просто дом, а живая история
Воплощенная в бронзе история России
От хоромины до Ленкома
350 лет российскому театру