Спорт в искусстве

Александра Романова

Искусство во все времена отражает самые яркие образ, события и явления человеческой жизни, а художники находятся в постоянном поиске наиболее выразительных пластических форм. Были периоды в истории человечества, когда заказчиками произведений искусства выступали цари, фараоны, императоры, то есть те, кто в своих руках держал всю полноту власти, а были моменты, когда заказ исходил от народа, являясь выражением воли античного полиса или городской коммуны. Однако в каждом времени был востребован мотив спорта, состязания, борьбы. И цари, и общество восхищались победителями, чествовали самых сильных и ловких, воспевали красоту человеческой природы.

Если вспомнить античную скульптуру, то тема спорта занимает в ней едва ли не центральное место. Особенно современного зрителя восторгает экспрессивная пластика, выверенные пропорции и безупречность линий, проявленные в скульптуре зрелой классики: «Дискобол», «Дорифор», «Диадумен». Каждая из этих скульптур рассказывает о разных моментах проживания спортивного состязания. Где-то скульптор выбирает ту абсолютную точку максимального напряжения, после которой будет сделан бросок, когда каждая мышца напряжена, а тело находится на пике своей формы. Где-то мастер решает показать момент полного расслабления после победы, когда победитель венчает свою голову победной лентой. Но каждый раз мы видим ликование и радость от возможностей человеческого тела, его безупречную красоту.

«Дискобол», древнегреческий скульптор Мирон, 5 в. до н.э. Сохранились лишь римские копии. Оригинал был утрачен в средние века

С ходом истории появлялись новые и новые виды спорта, а старые трансформировались. Сегодня существует около 200 000 видов, среди которых знакомые нам футбол или бег с препятствиями и достаточно экзотические как подводный хоккей или стрельба по кеглям. Олимпийскими видами спорта признаны 45 летних и 16 зимних видов спорта. Каждая Олимпиада становится источником вдохновения для художников со всего мира, по мотивам историй спортсменов снимают фильмы, а фотографии, сделанные на играх, входят в золотой фонд спортивной фотографии.

В Российской империи художники редко замечали спорт и это было продолжением общественных настроений. Пожалуй, единственный вид спорта, который вызывал в обществе уважение — это шахматы. Примером такой картины можно назвать автопортрет Григория Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы».

Автопортрет Григория Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907

Произведение написано в 1907 году, незадолго до кончины художника. Одинокий старик, замерший над шахматной доской — как далек этот образ от темы ликования и спортивных побед. Здесь нет никакого противостояния, лишь признание, что в финале жизни человек оказался наедине сам с собой. Интеллектуальное и эмоциональное одиночество творца так точно и ясно показано через шахматы.

Но шахматы могли стать и символом острой интеллектуальной борьбы, о чем свидетельствует картина Вячеслава Шварца «Сцена из домашней жизни русских царей», написанная в 1865 году на волне подъема интереса к русской истории. Перед зрителем не торжественные залы Кремля, не парадные выезды в роскошных одеждах, а небольшая комната, где царь с боярином сосредоточились над шахматной партией. Известно, что царь Алексей Михайлович научился играть в шахматы еще в семь лет, предпочитая эту игру многим другим развлечениям, что соответствовало его вдумчивому и спокойному характеру.

Вячеслав Шварц, «Сцена из домашней жизни русских царей», 1865

Тем не менее живопись не отразила шахматы как спорт, уступив эту миссию кинематографу. Для живописных же полотен более выразительным и любимым оказались другие виды спорта.

Если же говорить о живописи, то тема спорта начинает ярко доминировать именно в советском искусстве ХХ века. Этот феномен объясняется тем, что в СССР появился культ здоровья, героического труда и высоких достижений. Победы в спорте были так же важны для молодого государства, как и в политике, и в экономике. Мощь советских спортсменов доказывала всему миру, что социализм и система спортивного воспитания в СССР могут творить чудеса. Школьные уроки физкультуры, введение норм ГТО и проведение спартакиад как среди студентов, так и на крупных предприятиях дали свои плоды: СССР лидировал по количеству людей, вовлеченных в массовый спорт, и по золотым медалям на Олимпиадах.

Александр Дейнека, «Бег», 1932

ХХ век может представить галерею великолепных произведений, посвященных теме спорта. Легкая атлетика очаровывала художников стремительностью, динамикой и разнообразием форм. Александр Дейнека был влюблен в движение, и одной из самых ярких и светлых его работ стала «Эстафета по Садовому кольцу». На полотне солнечный день, молодые люди бегут эстафету, и художник совместил в мастерском конрапункте замедленную усталость одних и стремительный разгон других. Эстафета по Садовому кольцу была традиционной с 1922 года, она проводилась даже в года Великой Отечественной войны.

Александр Дейнека, «Эстафета по Садовому кольцу», 1947

Дейнека наполнил полотно светом, подчеркнув четкими короткими тенями состояние полуденного зноя. Картина написана в 1947 году, и перед нами те, кто еще недавно был защитником Москвы, кто участвовал в обороне, кто всего лишь два года назад вернулся с фронта. Праздник спорта в стране, которая пережила голод разруху, ужас, но не остановила своего развития.

Фантастическую популярность в СССР приобрела силовая гимнастика. Образы атлетов, которые занимались этим восхитительно изящным и в то же время мощным видом спорта, постоянно присутствуют в искусстве. «Гимнасты СССР» Дмитрия Жилинского — это картина, которую можно назвать центральным полотном на тему спорта в ХХ веке. На красном фоне стоят неземной красоты люди, окружившие тренера, они готовятся к Олимпиаде в Токио. Статичной мощи мужских фигур автор противопоставляет крошечных изящных гимнасток на заднем плане, пользуясь приемом, воплощенным Пикассо в «Девочке на шаре». Соединение европейских живописных традиций и лаконичным языком иконописи, мастерство рисунка, ясность живописного приема — все это делает картину абсолютным шедевром и выводит далеко за рамки группового портрета.

Дмитрий Жилинский, «Гимнасты СССР», 1964

Спортсмены и спортстменки были для художников идеалом красоты, силы и воли. Для Александра Самохвалова «Девушка с ядром» символизирует истинную грацию. Толкать ядро или поднимать гири — все это стало частью в том числе и женского спорта. Роль женщины в социуме очень выросла уже во время Первой Мировой войны, и с тех пор эмансипация только набирала обороты. Женщины вставали в один ряд с мужчинами, получив доступ и к высшему образованию, и к руководящим должностям, и, конечно, они показали невероятные результаты в спорте.

Александр Самохвалов, «Девушка с ядром», 1933

Подъем тяжестей на протяжение истории человечества был очень востребован как зрелище, поэтому в различных цирках мира были номера, в которых силачи жонглировали гирями. Сам гиревой спорт воспринимался здесь как особый вид искусства, и художники не могли удержаться от восхищения, изображая удалых великанов, перебрасывающих неподъемные гири словно яблоки. И сегодня существует дисциплина, которая называется силовое жонглирование, выступление идет под музыкальное сопровождение и сопровождается хореографическими элементами. Большие художники обошли этот вид спорта своим вниманием, а самые яркие его свидетельства сохранились на цирковых плакатах.

Александр Самохвалов, «На стадионе», 1931

В работах Александра Дейнеки тема плавания занимает особое место. Он последовательно исследует движение человека в воде. Вот бегут обнаженные женщины, а брызги окутывают их ноги, вот группа молодых людей наблюдает за полетом ныряльщика, вот деревенские мальчишки прыгают с мостков. Каждый из этих сюжетов пронизан античным пониманием механики тела, импрессионистическим сияющим цветом и наполнен огромным оптимизмом. Спорт в повседневной жизни — вот та идея, которую в СССР реализовывали очень последовательно. Зимой на лыжах, летом плавание, бег и игры с мячом. Доступность этих простых видов спорта и их популяризация дарила миру потрясающих спортсменов.

Александр Дейнека, «Севастополь. Водная станция Динамо», 1934

Но ни один вид спорта так не любим художниками как футбол — игра №1. В этой игре завораживает все: противоборство команд, одиночество и трагическая ответственность вратаря, нервное состояние болельщиков и само пространство стадиона, где на ярко зеленом поле мелькают яркие пятна игроков. С точки зрения живописи именно футбол можно назвать самым экспрессивным и пластически разнообразным видом спорта. Именно по этой причине русские художники от авангардистов до соцреалистов с огромной радостью обращаются к этой теме. Кроме ставших классическими работ Малевича «Супрематизм. Живописный реализм футболиста» или Дейнеки «Вратарь» живописная вселенная наполнена вариациями не только на тему самой игры, но и портретами известных футболистов и тренеров. Современные художники соревнуются между собой в изображении Зенеддина Зидана или Фабио Капелло.

Александр Дейнека, «Вратарь», 1934

Одной из самых мощных по композиции и размаху картин на тему футбола можно по праву считать работу Николая Дормидонтова «Спартакиада Балтфлота». Драматическое противостояние сторон доведено до апогея, а законы гравитации нарушены, поскольку часть игроков просто воспарили в прыжке, устремившись за мячом. Тяги композиционных линий усилены и ритмом полос на форме игроков, и сеткой ворот. Физически ощущается тот восторг, который испытывает художник!

Николай Дормидонтов, «Спартакиада Балтфлота»

А вот волейбол остается недоисследованным видом спорта для живописцев, они так и не поняли глубину его пластического потенциала. Если волейболисты и появляются в картинах, то только в пляжном варианте. Ведь для художников очень важен свет, экспрессия цвета под яркими лучами солнца, что в полной мере присутствует в пляжном волейболе, а вот пространство зала, где идет игра по цветовой динамике гораздо спокойнее, отсюда и такой акцент на пляжном волейболе. Но стоит обратить внимание на графический лист «Волейбол» Игоря Шилкина, созданный в 1971 году. Пространство разбито практически ровно пополам и художник дает внезапный ракурс сверху, словно бы с позиции судьи, словно бы он сам взлетел над полем. Острые и точные линии превращают тела спортсменов в сложный ритмический танец, собранный в некое кольцо, на орбите которого завис мяч. Волейбол вполне мог бы стать темой будущего для современных художников, которые находятся в поисках идеальной натуры.

Игорь Шилкин, «Волейбол», 1971

Интересно, что существуют виды спорта, в которых художников вдохновляют не спортсмены, а спортивный инвентарь. Именно так случилось с дартс. Этот самый молодой из самых древних видов спорта заменил традиционную для Олимпиады стрельбу из лука. Постепенно вид спорта, который ранее ассоциировался скорее с развлечением в барах или с детской игрой, стал одним из самых востребованных в молодежном спорте. Художники обратили внимание на красоту поля для дартс, и сегодня в рамках направления гиперреализм существуют сотни подобных произведений.

Проходят тысячелетия, а тема спорта остается одной из любимейших в искусстве. Можно с уверенность сказать, что появление новых видов спорта и их распространение окажут еще свое влияние живопись, скульптуру и музыку. А образы людей, которые преодолевают силу притяжения, бегут быстрее всех, покоряют океанские волны, состязаются в силе и ловкости будут и дальше вдохновлять творцов по всему миру. Человеческое тело на пике своих возможностей — это неисчерпаемый и беспроигрышный сюжет на все времена.

Александр Дейнека, «Юность», 1962

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Футбольный век Северной столицы
Рождение футбола в недрах ЧК-ГПУ Петрограда
Футбольная команда петроградских чекистов обретает имя «Динамо»
В Петербурге отметили Международный день шахмат