Рассекая льды
Атомному ледоколу «Ленин» — 65 лет

50-е годы прошлого века стали первым десятилетием атомной эпохи. Тогда Советскому Союзу в соревновании с США удалось завоевать первенство в освоении мирного атома, построив раньше других атомную электростанцию, а также спустив на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

5 декабря 1957 года в Ленинграде со стапелей верфи Адмиралтейского завода сошло судно, открывшее человечеству исключительные возможности использования «мирного атома» в Арктике.

Проект разрабатывался в 1953–1955 годах в Центральном конструкторском бюро. Главным конструктором нового ледокола был Василий Неганов. Строительство корабля было поручено Адмиралтейскому судостроительному заводу в Ленинграде, разработка проекта атомной силовой установки — ОКБ Горьковского завода № 92. Всего к созданию атомохода было привлечено более 500 предприятий по всей стране, было разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов оборудования.

Атомоход был заложен 25 августа 1956 года. Корпус возводили на открытом стапеле, достраивали на плаву. Причем все было максимально открыто. Ледокол во время строительства посетили сотни делегаций из разных стран, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон. В средствах массовой информации можно найти много интересных подробностей о будущем исполине: 70 тысяч деталей, общая длина сварных швов — более шести тысяч километров (почти как от Москвы до Владивостока), мощность реактора такова, что может обеспечивать электричеством целый город.

На ледоколе были установлены реакторы OK-150 (позже — OK-900), топливом для которых служил диоксид урана. Несколько десятков граммов ядерного топлива пришли на смену тысячам тонн мазута или каменного угля.

Официально считается, что первый ледокол-атомоход не проходил традиционный ритуал «крещения» судов, когда о корпус разбивают бутылку шампанского. Наверное, название ледокола сыграло свою роль — разбить бутылку шампанского о борт с именем вождя мирового пролетариата посчитали не очень корректным.

О том, как назвать первый атомоход, долго не размышляли. Конечно, именем вождя. 5 декабря 1957 года судно было спущено на воду. Сохранилась расшифровка репортажа легендарного ленинградского журналиста Матвея Фролова для Всесоюзного радио, записанного прямо на адмиралтейском стапеле в день спуска:

«Мечта полярников осуществляется. В течение года корабль может совершать плавание, не пополняясь топливом. Шутка ли — целый год не заходить в порт! …Мы видим на стапелях громаду атомохода. Его верхняя палуба украшена флагами расцвечивания. Спусковая команда расставлена по местам. Последние минуты… Спуск корабля — сложная и ответственная операция. Уровень воды в котловане, где находится судно, сровняли с уровнем воды в Неве, под корабль подведены спусковые устройства, водолазы осмотрели подводную часть стапеля. Командующий спуском дает команды: «Есть добро произвести спуск атомного ледокола «Ленин» на воду!», «Носовые стрелы долой!», «Отдать курки!».

И вот ледокол медленно по спусковым дорожкам двинулся к воде. Несколько мгновений — и впервые о борт ледокола ударила вода. И не только вода: Нева уже покрыта корочкой льда, и своей тяжестью корабль раздвинул эти льды. Хорошее начало для ледокола. Трудно описать словами этот волнующий момент! На воду сходит исполин, который воплотил все лучшее, передовое, что создали современные наука и техника».

Осенью 1959 года судно прошло ходовые испытания в Финском заливе, а уже 3 декабря правительственная комиссия подписала акт о приемке ледокола в эксплуатацию. 29 апреля 1960 года, после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» отправился в Мурманск, куда прибыл 6 мая. Ледовые испытания, проведенные в июне, показали, что атомоход способен преодолевать льды толщиной до 2 м со скоростью 2 узла (около 7,5 км/ч). После них началась работа ледокола в Арктике. Полный цикл создания уникального, первого в мире атомного корабля занял всего шесть лет!

Технические характеристики судна:
Длина: 134 м
Ширина: 27,6 м
Высота борта: 16,1 м
Водоизмещение: 19 240 т
Мощность главной установки: 44 000 л.с.
Скорость хода на чистой воде: 19,6 уз

«Ленин» стал первым атомным ледоколом, который больше года находился в рейсе, длительность рейса составила 390 суток в навигацию 1977-1978 годов. В то время ледокол использовался для отработки новых логистических схем в интересах нефте- и газодобычи, развития арктических регионов в целом.

Атомоход «Ленин» стал настоящей кузницей кадров для всего атомного флота. На нем прошли практическую подготовку и стали квалифицированными специалистами несколько тысяч человек. Имена некоторых из них навечно вписаны в историю освоения Арктики.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. В 1989 году он был выведен из эксплуатации. 5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре Мурманска у морского вокзала и стал одной из наиболее посещаемых городских достопримечательностей. На его борту работает современный Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин», а также Информационный центр по атомной энергии и постоянно действующая выставка «Атом и Арктика».


СПРАВКА:

В увеличении флота для арктических проектов нуждается и ПАО «Газпром»: по оценке экспертов к 2035 году 65% добычи будет приходиться на новые центры газодобычи, половина из которых относится к шельфовым проектам в Карскоморском, Обско-Тазовском и Дальневосточном кластере.

Для освоения арктического шельфа требуется использование судов усиленного ледового класса, разработка стационарных платформ ледового класса и технологии трубоукладки, а также плавсредства с малой осадкой для работы в заливе Шарапов шар.

Ледоколы нового поколения должны обеспечить России лидерство в Арктике, эффективную и безопасную эксплуатацию добычных и разведывательных морских платформ и терминалов в эксплуатационных ледовых условиях. В покрытых льдом морях и реках Заполярья в последние годы построены ряд морских платформ и отгрузочных терминалов, предназначенных для вывоза углеводородов с месторождений Баренцева, Охотского, Карского, Каспийского морей. Это потребовало создания специализированных ледоколов нового типа, способных обеспечивать безопасную доставку грузов к морским сооружениям и вывоз продукции танкерным флотом.

Обеспечение проводки, подхода и швартовки крупнотоннажных танкеров к морским добывающим сооружениям в суровых ледовых условиях призваны осуществлять ледокольные суда нового типа. Они должны иметь не только повышенные ледокольные качества, но также высокие характеристики маневренности в ограниченной акватории порта, возле морской платформы или терминала, чтобы обеспечить подход и соединение танкера с отгрузочными системами этих сооружений в любых эксплуатационных ледовых условиях.

По материалам: gazeta.ru; russianskz.info; rosatomflot.ru; dredging.portnews.ru; tass.ru; Neftegaz.ru Offshore, (9) 2018.
Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
65 лет на страже тепла и уюта
Газовое хозяйство Воронежской области отмечает юбилей