«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — Патриарх Алексий
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В современной России его начали отмечать сравнительно недавно — в 2005 году. До сих пор у части российского населения сохраняется скептическое или снисходительное отношение к новому празднику. Его расценивают, как вынужденную замену морально устаревшему Дню Великой Октябрьской социалистической революции и воспринимают скорее просто как один из выходных дней. Однако корни праздника уходят глубоко в историю. И если отбросить споры о способе переноса дат со старого стиля на новый, то сложно найти более подходящих событий в нашей истории, которые могли бы лечь в основу праздника национального единения.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 22 октября за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года. В этот день у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует дата 4 ноября в григорианском календаре.
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце ХVI — начале XVII века. Смутным временем принято считать период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Это была эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что правление царя Бориса Годунова, взошедшего на престол после Ивана IV, многие историки оценивают положительно. Он правил жестко, но разумно. Однако механизм смуты и распада власти был уже запущен, и когда на смену Годунову на престол взошел Василий Шуйский, сохранить государство от поругания уже было невозможно. Шуйский не пользовался народной поддержкой и вскоре после поражения русского войска в битве против вторгнувшейся армии польского короля Сигизмунда, он был свергнут группой бояр, подстрижен в монахи и выдан полякам. Династический кризис перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение русской земли. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген из темницы Чудова монастыря призывал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.
Выдающуюся роль в организации этого поистине народного движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.
По предложению Минина нижегородцы не стали ограничиваться добровольными взносами и приняли решение, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества, а у несогласных отбирали всё имущество. Минину было поручено руководить этим сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения. Позже царь Михаил Романов деньги вернул и освободил Нижний Новгород от налогов на длительное время.
На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, который участвовал в первом неудачном походе ополчения и был тяжело ранен. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника. Он был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене.
Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612. В Ярославле ополчение простояло четыре месяца, до конца июля 1612 года. Здесь окончательно определился и состав правительства — «Совета всея земли». В него вошли и представители знатных княжеских родов — Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых и др. Возглавляли Совет Пожарский и Минин.
«Стояние» в Ярославле и дипломатические меры, принятые «Советом всея земли», самими Мининым и Пожарским, дали свои результаты. Так ополченцы добились мирных отношений со Священной Римской империей германской нации, Швецией, его марионеточным Новгородским государством. Шведы и немцы даже прислали на помощь ополченцам Минина воинские отряды с артиллерией. Ко Второму ополчению присоединились большое число понизовых и подмосковных городов с уездами, Поморье и Сибирь.
В начале июля 1612 года ополченцы получили известие о продвижении к Москве двенадцатитысячного отряда великого гетмана литовского Ходкевича с большим обозом. Чтобы преградить ему путь и не допустить обоз с припасами в Кремль, князь Пожарский со своими ратными людьми вышел против него, а князь Трубецкой с казацкими полками встал по другую сторону Москвы-реки, за Крымским бродом. С 22–24 августа по старому стилю 1612 года состоялось три сражения ополчения с войсками гетмана Ходкевича. 24 августа (3 сентября) состоялось решающее кровопролитное сражение. Бой длился около четырнадцати часов. Проявил доблесть и Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды гетмана Ходкевича и посеял в их рядах панику. Под натиском основных сил ополчения и пришедших к ним на помощь казаков Трубецкого, войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство. Простояв всю ночь около Донского монастыря, остатки воинства Ходкевича утром 25 августа покинули Москву.
Но ополченцы контролировали ещё не всю Москву. Оставались отряды польского гарнизона, засевшие в Китай-городе и Кремле. В Кремле укрылись и изменники-бояре со своими семьями. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому гарнизону сдаться. На это последовал высокомерный отказ.
22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину. Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков.
26 октября (5 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль. Поляки, попавшие в стан Пожарскому, остались живы, те же что оказались в стане Трубецкого, были истреблены казаками.
На 27 октября (6 ноября) 1612 был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А чудотворная икона Казанской Божией Матери, с которой ополчение вошло в Москву, стала предметом всеобщего поклонения. Уверенность, что именно благодаря иконе удалось одержать победу, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям. В 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена копия знаменитого памятника. Она расположена в исторической части Нижнего Новгорода на площади Народного Единства, под стенами Кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Установленное царем Алексеем Романовым празднование 4 ноября, как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков отмечался до 1917 года. Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Комментариев нет