21 июня 2022 года главной рок-звезде отечественной сцены, неповторимому Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Харизматичный лидер группы «Кино» навсегда вошел в историю, став человеком-легендой, народным достоянием, почти святым. Простые, но одновременно глубокие тексты, запоминающиеся по-западному звучащие аранжировки и конечно необычная и притягательная внешность фронтмена с завораживающей манерой исполнения — все это сделали «Кино» абсолютно особенной группой, бьющей в самое сердце, точно передающей настроение большой массы людей на сломе эпох.
Виктор Цой родился в Ленинграде в июне 1962 года. Его мать преподавала физкультуру, а отец, чьи предки были выходцами из Кореи, работал инженером. Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней. В 1970-х годах Цой впервые поучаствовал в рок-проекте «Палата №6», где он играл на бас-гитаре.
В конце 70‑х начале 80‑х Виктор Цой начал тесно общаться с Алексеем Рыбиным из группы Пилигримы. В это время Цой играл на бас-гитаре в Палате №6. Друзья вместе ходили к Андрею Панову, по кличке Свин и Майку Науменко, солисту группы Зоопарк. У Панова дома и начал играть первые квартирники Виктор Цой. Позже свою музыку Цой и Рыбин играли в Москве на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из поездок из Питера в Москву в электричке Виктора с компанией услышал Борис Гребенщиков. Он предложил Цою свою помощь и помощь своих друзей Андрей Тропилло и Сергея Курехина.
Летом 1981 года появилась группа «Гарин и Гиперболоиды». Ее основали Виктор Цой, Олег Валинский и Алексей Рыбин. Осенью коллектив был принят в Ленинградский рок-клуб. Чуть позже Валинский уходит в армию, а группа меняет свое название на «Кино» и приступает к записи первого альбома. Первую пластинку Кино записали под руководством БГ на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника. Помогали играть, кстати, музыканты из «Аквариума».
Летом 1982 года первый альбом был полностью записан и продолжительность песен составила 45 минут. Отсюда и взялось название — «45». Но из окончательного варианта все-таки убрали песню Я‑асфальт, ее можно найти в переиздании альбома, в качестве бонуса. Вскоре «Кино» уже дает свой первый электрический концерт на фестивале Ленинградского рок-клуба. После выхода пластинки о группе заговорили и «Кино» продолжило выступать с квартирниками в Ленинграде и Москве.
В феврале 1983 года «Кино» и «Аквариум» дают совместный концерт. Тогда музыканты выступали в костюмах со стразами и с темным макияжем. Исполнили Троллейбус, Электричку и Алюминиевые огурцы. Рыбин весной покинул группу из-за конфликтов с Цоем. На его место взяли нового гитариста Юрия Каспаряна. Так получился альбом «46». Изначально он задумывался как демозапись пластинки «Начальник Камчатки», но в итоге альбом был воспринят как полноценный.
Все лето 1983 года группа репетировала: музыканты готовились к Ленинградскому рок-фестивалю. После выступления песню Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей, а сама группа стала лауреатом фестиваля. Песни фестивальной программы позже вышли отдельным альбомом: его назвали «Начальник Камчатки».
В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне Родованской — они познакомились еще в то время, когда музыканты группы «Кино» записывали свой первый альбом. Спустя год у Виктора и Марианны родился сын Александр.
На рок-фестивале 1985 года группа «Кино» снова выступила с триумфом. Вдохновленный успехом, Цой вместе с музыкантами начал записывать следующую пластинку. Вскоре появился альбом «Это не любовь», который разошелся по всему Советскому Союзу. Практически одновременно музыкант закончил работу над альбомом «Ночь» и выступил с новыми песнями на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. В альбом вошли такие, ставшими шлягерами песни, как «Видели ночь» и «Мама Анархия». «Ночь» выходит на студии «Мелодия» и Кино становится явлением всесоюзного масштаба. Самое интересное, что пластинку выпустили без ведома Виктора и группы, с авторским правом тогда особо не церемонились. Альбом разошелся тиражом в 2 млн. экземпляров, однако музыканты не получили от госмонополиста ни копейки. В это время Цой, уже известный исполнитель, работал в бане на проспекте Ветеранов. А позже он устроился угольщиком в котельную, сейчас там находится клуб-музей «Котельная Камчатка».
В том же 1986-м Виктор Цой снялся в фильме Сергей Соловьева «Асса». Он появляется в самом конце картины и исполняет песню, ставшую со временем суперхитом и гимном свободолюбия — «Хочу перемен». Известный факт: Сергей Бугаев, исполнивший в этом культовом кино главную роль, одно время тоже играл в «Кино» на барабанах.
Группа «Кино» становится известной и в других странах. Популяризации группы способствовала Джоанна Стингрей, американка, которая периодически жила в России, вращаясь в рок-тусовке. Она была поклонницей русского рока и именно она познакомила жителей США с творчеством «Кино». Ее стараниями в 1986 году в Америке вышел совместный альбом нескольких советских рок-групп «Красная волна» — на нем были песни «Аквариума», «Алисы», «Странные игры» и «Кино».
Талант Виктора Цоя был многогранным. Параллельно с музыкой и съемками в кино он, как и в ранние годы, продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920‑х годов и западным проектам — поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя — ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую — на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников — всего в Америку отправились 10 его картин.
Кинокарьера Виктора Цоя продолжилась в 1987 году со съемками фильма «Игла», после выхода которого в широкий прокат Цой стал по-настоящему культовым персонажем. Кошачья пластика героя, приемы модных тогда восточных единоборств в сценах драк, понятный молодежной публике язык и крутая композиция «Группа крови» на финальных титрах сделали свое дело. Скорее всего именно тогда за Цоем закрепилась его героическая харизма бескомпромиссного героя-одиночки, хотя по свидетельствам его друзей в жизни Виктор был мягким и неконфликтным человеком.
Вернувшись со съемок из Алма-Аты в Ленинград, Цой вместе с музыкантами «Кино» записывает альбом «Группа крови». Он выходит уже в следующем 1988-м году. В стране начинается «киномания».
Цой знакомится с Юрием Айзеншписом. Он с 1989 года занимается продюсированием группы. Во многом благодаря ему в 1989–1990 годах «Кино» давала десятки концертов по всей стране. Популярность группы стала небывалой. В это время у нее практически не было конкурентов в стране, за исключением может быть Кости Кинчева с группой «Алиса». Деньги полились к музыкантам рекой. При этом необходимо отметить, что Цой не очень любил концерты. В своих интервью он часто признавался, что ему чужда демонстративность. Он как будто стеснялся популярности, не понимал, почему люди так на него реагируют.
В начале 1989 году группа впервые едет за рубеж, во Францию и записывает там альбом-сборник «Последний герой». Затем последовала поездка в США, гастроли в Дании, выступления на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже и на советско-итальянском рок-фестивале Back In The USSR в Мельпиньяно.
В 1989 году Группа «Кино» выпускает «Звезду по имени Солнце» — эталонный альбом, состоящий по сути из одних хитов. Группа была на пике своей популярности. «Звезда…» — последний прижизненный альбом Виктора Цоя и единственная к тому моменту пластинка, которую музыканты «Кино» записали в профессиональной студии.
У альбома «Звезда по имени Солнце» изначально не было никакой официальной обложки. Знаменитая обложка с солнечным затмением на черном фоне, ставшим логотипом группы, нарисована в 1993 году А. Гусевым для издания пластинки на студии «MorozRecords».
24 июня 1990 года «Кино» дает грандиозный концерт в переполненных «Лужниках». Здесь же впервые после олимпиады зажгли огонь в Олимпийской чаше. Концерт завершал большой стадионный тур группы по Советскому Союзу. Через несколько дней музыканты разъезжаются в отпуск. Виктор Цой с отцом и сыном уезжает в Прибалтику, снимает дачу под Юрмалой. Туда же к нему на какое-то время приезжает Юрий Каспарян. Музыканты делают черновые записи будущего альбома, работают над аранжировками.
Надо сказать, что Виктор Цой к тому моменту уже два года живет гражданским браком с новой возлюбленной, Натальей Разлоговой (они познакомились еще на съемках «Ассы»). С матерью своего сына Марианной он прожил не долго, хотя официально брак расторгнут не был.
15 августа 1990 года рано утром Цой уезжает на рыбалку. Чистая случайность, что он не взял с собой сына Сашу. В 12 часов 28 минут «Москвич-2141» Виктора Цоя проезжает 35 километр трассы «Слока — Талси». На повороте внезапно выруливает на встречную полосу. В это момент из-за поворота выезжает автобус «Икарус». Лобовое столкновение. Легковой автомобиль сминает… Выдержки из милицейского протокола: «со скоростью не менее 130 километров в час», «не справился с управлением», «смерть наступила мгновенно». Анализы крови и клеток мозга показал, что певец был трезв и действительно уснул за рулем.
Смерть кумира без преувеличения повергла в шок всю страну. По своему резонансу в обществе событие можно сравнить со смертью Владимира Высоцкого за 10 лет до этого. 19 августа проститься с Виктором Цоем на Богословского кладбище Ленинграда пришли несколько тысяч человек. Печальный факт: после того, как о смерти лидера «Кино» стало известно, число самоубийств в Ленинграде выросло на 30%.
В январе 1991 года вышел последний «Черный альбом» группы «Кино». Музыканты дописывали черновые записи песен уже без Цоя. После этого группа сообщила о своем роспуске.
Прошло более 30 лет, а Виктор Цой так и остался последним и непревзойденным героем. Его песни и музыка не устаревают и не теряют актуальности. Его продолжают беззаветно любить поколение 50-летних и 17-летних. Цой жив! Это не просто расхожая фраза-слоган, а констатация масштаба и значимости его гения для всех нас. Жив, а значит: с днем рождения, Виктор!
С использованием материалов kp.ru, culture.ru, rockcult.ru
Комментариев нет