0

Мелодия большой страны

Всесоюзная фирма граммофонных пластинок «Мелодия» была основана 11 мая 1964 года, в составе министерства культуры СССР. Так, с 1964 года студии звукозаписи разных городов Советского Союза объединила государственная компания-монополист, пришедшая на смену Всесоюзной студии грамзаписи. В ее задачи входило производство, хранение и распространение звукозаписей.

«Мелодия» стала крупнейшей в Восточной Европе звукозаписывающей компанией. Головная студия в Москве частично расположилась в здании Англиканской церкви в Брюсовом переулке и в здании на Тверском бульваре 24.

Позднее Студии «Мелодии» появились в Ленинграде, Риге, Таллине, Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате и Ташкенте. До распада СССР «Мелодия» являлась монополистом по производству грампластинок в стране.

«Мелодия» осуществляла руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывали, изготовляли и распространяли грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты.

В составе «Мелодии» были и творческие студии. На них изготавливались оригиналы матриц для производства грампластинок, создавались оригинальные произведения для записи, реставрировались исторические фонодокументы и другие уникальные записи прошлого.

За 25 лет своей работы «Мелодия» выпустила десятки миллионов пластинок классической, народной и эстрадной музыки, а также литературные и историко-политические записи. Магазины «Мелодии», всего их было 35 000, были открыты в каждой союзной республике.

Стремление к расширению производства и улучшению продукции «Мелодии» обозначилось с пуском нового предприятия — Московского опытного завода «Грамзапись» (МОЗГ), вступившего в строй в 1978 году. На 1978 год продукция фирмы экспортировалась в 92 страны. Приоритетным направлением была классическая музыка. «Мелодия» не раз становилась лауреатом независимых международных премий в этой области.

Благодаря деятельности фирмы «Мелодия», даже в самых отдаленных уголках страны люди могли услышать записи ежегодного музыкального фестиваля камерной музыки «Декабрьские вечера» Святослава Рихтера в Пушкинском музее, русскую хоровую музыку, серию «На концертах выдающихся мастеров», пластинки с голосами Анны Герман, Леонида Утесова, Ларисы Мондрус, Аллы Пугачевой, Эдиты Пьехи, Клавдии Шульженко, Владимира Высоцкого и других популярных исполнителей. Кроме музыкальных произведений было записано множество литературных циклов, в том числе серия «Библейские истории», которые читал Иннокентий Смоктуновский. Пластинки «Мелодии» были окном в музыкальный мир для миллионов советских граждан тех лет.

Принято считать, что в Советском Союзе не было понятия об авторском праве. Это не так: понятие введено в советское законодательство в 1925 году, а в 1973 году СССР и вовсе присоединился ко Всемирной конвенции об авторском праве. Правда, лишь частично.

Вот эта частичная причастность копирайту позволяла фирме «Мелодия» достаточно вольно обходиться с импортным музыкальным материалом. Например, записи группы The Beatles с завидной частотой появлялись на различных сборниках, правда название группы либо вовсе не указывалось, либо искажалось.

А в 1987 году «Мелодия» запустила серию «Архив рок-музыки», которая потом стала «Архивом популярной музыки» — сборники песен англо-американских поп- и рок-исполнителей 1950–1970‑х годов. В серию попали записи Элтона Джона, Doors, Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, David Bowie, Стиви Уандера, Элвиса Пресли и других известных во всем мире музыкантов. Судя по информации на конвертах пластинок, лицензионные права на эти записи «Мелодия» не закупала. С другой стороны, частично подписавшись под Всемирной конвенцией об авторском праве, «Мелодии» не требовалось выплачивать иностранным авторам гонорар за выпуск записей, вышедших за рубежом до 1973 года. К слову, пластинки с лицензионной наценкой продавались не по 2,5 руб., как записи советских исполнителей, а по 3,5.

С момента образования «Мелодии» фирма активно экспортировала записи советских музыкантов. Сначала ее интересы на международном музыкальном рынке представляло объединение «Международная книга». В 1965 году немецкая фирма «Ариола-Евродиск» заключила контракт с «Мелодией» на продажу на территории ФРГ грамзаписей классической музыки. В следующем году американцы из «Кэпитол» тоже подписали контракт с советской фирмой. Для этого была создана фирма «Мелодия-Энджел». Успех этого предприятия был велик: записи «Мелодии» получили американский «Золотой диск».

Главной статьей экспорта «Мелодии» была, конечно, классическая музыка. Фирма неоднократно становилась лауреатом самой престижной независимой международной премии в области классической музыки ICMA.

В пик своего расцвета (1980‑е) «Мелодия» была одной из шести крупнейших аналогичных компаний в мире! Фирменный знак «Мелодии», знаменитая спираль с заглавной буквой «М», на конверте грампластинки был столь же известен, как советский знак качества или логотип Московской Олимпиады.

В 1988 году Пол Маккартни записал на «Мелодии» альбом «Снова в СССР». Пластинка была выпущена только в СССР и не продавалась в других странах. Этот факт подогревал интерес фанатов творчества музыканта и ажиотаж вокруг записи.

Сам Маккартни утверждал, что хотел «перевернуть вверх ногами» существовавшую в мире ситуацию, когда советские меломаны не имели возможности купить диски любимых музыкантов и вынуждены были нелегально их переписывать.

Альбом «Снова в СССР» побил рекорд советской звукозаписи: у него был самый большой тираж среди релизов иностранных исполнителей (более 500 тыс. экземпляров). Издание также стало самой дорогой пластинкой за советскую историю лейбла. За границей раритетная пластинка стоила и вовсе баснословных денег. Рекордсменом же по тиражу за все время существования «Мелодии» являются ВИА «Веселые ребята». Их миньон 1970 года вышел тиражом 15 795 000 экземпляров.

Отдельного упоминания заслуживают пластинки для детей. Многие из вас их конечно помнят неповторимые записи сказок в исполнении знаменитых артистов театра и кино. “Малыш и Карлсон”, “Бременские музыканты”, “Голубой щенок”, “Аленький цветочек”, “Алиса в стране чудес”, “Маугли”, “Звездный мальчик”, “Снежная королева” и многие-многие другие пластинки были верными друзьями советских детей.

Отечественным рок-музыкантам нечасто доводилось выпускать пластинки на фирме-монополисте: худсовет «Мелодии» отсекал любой «неформат». Невольной участницей звукозаписывающих приключений стала группа «Аквариум» в 1986 — 1987 годах. После выхода на Западе альбома-сборника «Красная волна», на котором были представлены треки «Аквариума», «Кино», «Странных игр» и других представителей ленинградского рок-клуба, руководство отдало приказ срочно издать пластинку группы «Аквариум», чтобы создать видимость свободы аудиоиздания рок-музыки в СССР.

«Мелодия» сама скомпилировала песни с альбомов «День Серебра» и «Дети декабря», назвав диск «Ансамбль «Аквариум» и разместив на обложке статью Андрея Вознесенского «Белые ночи Бориса Гребенщикова». Саму группу поставили перед фактом издания постфактум.

Иногда случались ситуации, когда музыканты вообще не знали, что их записи выпускаются на «Мелодии». Так, например, на «Мелодии» вышел альбом с композициями сразу двух популярных рок-групп — «Бригады С» и «Наутилуса Помпилиуса». Сами музыканты узнали об этом, когда пластинки поступили в продажу. То же самое произошло с Виктором Цоем: пластинка «Ночь» вышла без разрешения и согласования с группой «Кино».

С 1990‑х «Мелодия» пребывала в запустении. Многое было распродано, потеряны производственные мощности. В 2000‑х годах фирма лишилась собственной звукозаписывающей студии, исчезли все грам-оригиналы (металлические матрицы для печати пластинок). В 2011 году, с приходом нового руководства фирма начала свое возрождение. Одним из главных направлений студии стала оцифровка уникального фонда. На сегодня тысячи бесценных записей спасены, отреставрированы и обрели новую жизнь.

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Последний герой
Виктору Цою — 60 лет