Регионы
21.12.2022
Республика Чувашия
0

Магия чувашской вышивки

Вышивка — достояние чувашского народа, его культурный код. Изделия мастериц из республики известны не только в стране, но и за ее пределами. А секреты узоров и орнаментов передаются вышивальщицами из поколения в поколение.

Чувашская вышивка формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом. Многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.

В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.

Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.

В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.

К сожалению, к началу ХХ века в Чувашии была почти полностью утрачена сакральность национального орнамента и костюма, вышивка стала элементом декора, вследствие чего, например, женские нагрудные знаки кӗскӗ стали вышивать на шторах и даже на мужских рубахах.

В начале ХХI века чувашская вышивка вновь стала обретать свое значение. Под влиянием ученых мастера стали с большей осторожностью и деликатностью воспроизводить вышитые орнаменты, обращать внимание на уместность использования тех или иных орнаментов и узоров в одежде, предметах декора и украшениях.

Рассказывает искусная вышивальщица Елена Алексеева, экономист абонентского отдела ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»:

«Любовь к чувашской вышивке пришла ко мне с самого детства, лет с 10. Моя тетя работала вышивальщицей на фабрике народных ремесел «Паха тере». Дома у нее был отдельный обустроенный уголок со станком — этакое девичье разноцветное творческое царство. Тетя мне показывала начало вышивки, а я ее продолжала — так от узора к узору училась и пропадала в гостях за работой на целый день. Сначала тренировалась на салфетках и налобных повязках, потом помогала вышивать более сложные изделия: платья, рубашки, блузки, халаты.

В чувашской вышивке есть свои секреты и особенности. Швы выполняются на основе точного отсчета ниток. Обычно шьют в 3‑х направлениях: по горизонтали, вертикали и по диагонали, что приводит к геометрическому строению орнамента.

Полноценный узор получают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром и другими. Всего их более 30 видов. Характерной особенностью является отсутствие изнанки у изделия, отсутствие узлов с обеих сторон.

Каждый узор — знак, схожий с руническими письменами. В орнамент закладывается смысл, который может отражать помыслы хозяина изделия. Ведущий символ чувашского орнамента солнце — расшифровывается как источник жизни. Его вышивают в форме круга или квадрата. Распространены в национальном узоре символы огня, земли, древа рода. Знаете ли вы, что по мнению чувашей, девушка, собираясь замуж, может зашифровать в вышитом подарке жениху свои заветные мечты. Кончиком иглы нарисовать себе энергичного, мужественного и заботливого суженного.

Цвета в вышивке тоже «говорят». Красный — подразумевает огонь, источник счастья, Желтый — солнце и радость, зеленый — плодородие, белый — чистоту и здоровье.

Вышивка стала моим главным увлечением. Сегодня я не представляю жизни без вышивального станка. Прихожу с работы и в свободную минуту переключаюсь на творчество. Это очень гармонизирует домашнюю атмосферу. Помимо национальных узоров я с удовольствием вышиваю гладью и крестиком. Коллеги и родные знают о моем увлечении и поддерживают меня в этом».

Прочитать узоры и орнаменты, понять их смысл можно с помощью символов и знаков. Остановимся на них подробнее.

Ведущий символ чувашского орнамента — Солнце, символ жизни, света и тепла. Многие обряды чувашей совершаются по солнцу. Оно имеет форму круга, крестика, квадрата, восьмиугольника. Часто небесное светило вышивают с ногами, так как издревле воспринимают как живое существо.

Солнце

Второй из наиболее распространенных символов — крест. Он олицетворяет центр мира, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью. Из центра креста исходят четыре основные оси — стороны света.

Крест

Важное место в мифологии занимает мировая гора — образ мира, модель Вселенной. Она якобы находится в центре мира, на «пупе земли», где пересекаются все оси мира. На вершине горы, как ее продолжение, находится мировое древо.

Мировая гора

В соответствии с мифами, древо жизни или мировое древо, которое располагается в центре Вселенной, корнями уходит в землю, а ветвями тянется к солнцу. Космическое древо также соединяет верхний, средний и нижние миры. Мифы о древе находят интерпретацию и в вышивке.

Мировое древо

Земля в чувашских мифах и вышивке предстает в виде квадрата, четырехугольного пространства, олицетворяющего плодородие. К ней обращаются как к матери-прародительнице. Поверхность земли вышивается прямой горизонтальной линией, а пахотная земля — в виде замкнутого браслета.

Земля

Использование огня в обрядах и вышивке имеет защитную, очистительную функцию. Перед огнем нельзя было произносить неприличные слова, плевать в него и т.д. На одежде этот символ чаще выполняется мареновым цветом.

Огонь

В фондах Чувашского национального музея со дня его открытия накопилась богатая коллекция оригинальных предметов одежды XVIII–XIX веков, украшенных вышивкой, например, 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них свой уникальный узор.

Посмотрим, как применялась чувашская вышивка в предметах одежды.

Масмак — часть женского головного убора, представляла собой налобную повязку в виде ленты с вышитым узором. Она накладывалась на открытую, гладко причесанную голову от одного уха к другому. Концы крепились к головному убору сурпан особыми булавками пуҫ йӗппи.

Узоры на головной повязке символизировали движение луны, солнца, звезд и круговорот жизни. Благодаря сочетанию желто-оранжевых, зеленых и черных нитей достигался эффект радужного «мерцания» узоров.

Масмак

К старинным головным уборам чувашских женщин относились сурпаны, сурпан тутри и чалма.

Сурпан — символ замужества. Представлял собой длинное полотенце, которым женщины повязывали либо всю голову (у низовых чувашей), либо шею и затылок (у верховых чувашей).

У низовых чуваш сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть была из белого полотна, а концы украшались узорноткаными полосками, лентами, позументом, кружевами. Многоцветные узоры ткали шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14‑15 цветов и оттенков узорной нити. Если пестрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли черным и белым.

Сурпан

Сурпан чувашек средненизовой группы был короче, одевался с помощью повязки масмак. Сурпаны верховых чувашек являются шедеврами народного искусства. Вдоль обеих кромок и концов они расшивались миниатюрным, изящным орнаментом, двусторонними швами, украшались бахромой, разноцветным бисером.

Основой нательной одежды чувашей, как мужчин, так и женщин, была рубаха (кӗпе). Она шилась обычно из конопляного белого холста.

По своему крою женская и мужская одежда не отличались. Особенность была лишь в том, что мужская рубаха была длиной до колен, женская же доходила до середины икр.

Старинные мужские рубахи шились длинными и объемными. Грудной разрез имел асимметричный узор, выполнялся с правой стороны. В этом их основное отличие от русских «косовороток» с левосторонней композицией. Праздничные мужские кӗпе выделялись богатством декора. В вышивке преобладал преимущественно черный цвет, потом красный и зеленый.

Кӗпе

Девичьи рубахи чаще имели асимметричную композицию. Грудной разрез выполнялся справа. На нагрудной части помещался ромб с наклонной полосой. По ним определяли статус женщины.

В женском наряде присутствовали набедренные и поясные украшения сарӑ и яркӑч, которые носились сбоку или сзади. Они вышивались шелковыми и шерстяными нитками, украшались нашивками, бахромой. Благодаря им оживлялся весь костюм.

Яркӑч были парные. Вышивка на них односторонняя. Широко использовались такие виды нашивок, как узенькие полоски лент и позумента. Внизу, выше бахромы, к ткани пришивали в виде нитки бусины или мелкие монетки.

Яркӑч

Сарӑ представляла собой полоску ткани с бахромой, но почти двойной ширины, причем вышивкой на этой полоске имитировалось как бы два сарă, слившиеся в один. Сарă стали исчезать из быта в начале ХХ века.

Кут чалми — набедренное украшение с небольшим вышитым узором и многочисленными подвесками из зеленого бисера. Носили их в основном в Чебоксарском уезде.

Кут чалми

Исключительно свадебными атрибутами являлись жениховый платок ҫулăк и покрывало невесты пӗркенчӗк.

Çулăк вышивала невеста своему будущему мужу и передавала в числе других подарков в конце сватовства, выражая свое согласие выйти замуж, а также демонстрируя свое мастерство. К свадьбе ҫулăк пришивали жениху за два конца к плечам, а третий конец — на спине. Платок был прямоугольной формы, изготовлялся из холста и декорировался вышивкой шелковыми и шерстяными нитями. По периметру платок с геометрической вышивкой часто обшивался бахромой из шерстяных нитей.

Покрывало пĕркенчĕк — это большое прямоугольное полотнище (примерно 150 х 120 см), сшитое из нескольких полос тонкого белого холста, скрывало лицо невесты. Углы и края украшались сложными двусторонними узорами в виде восьмиконечных звезд-розеток, а края обшивались шелковой или хлопчатобумажной тесьмой. Покрывало набрасывалось на голову невесты поверх девичьей шапочки (тухья).

Пĕркенчĕк

Источник: чувашскаявышивка.рф
Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Казачество: традиции, отвага и преданность Родине
Год культурного наследия народов России
«Белая кость» русских народных промыслов
Будь готов! Всегда готов!
Ростовские газовые компании отмечают День пионерии
Театр, отразивший эпоху
Ростовскому драматическому театру исполняется 160 лет