0

На стыке науки и искусства
К Всемирному дню архитектуры

Мария Лютая

Каждый год в первый понедельник октября отмечается профессиональный праздник архитекторов — Всемирный день архитектуры.

С одной стороны, архитектура — это настоящее искусство, с другой — целая наука, требующая обширных познаний в области проектирования и строительства. Архитектору необходимо придерживаться строгих правил; в то же время в его работе всегда остается место для творчества и полета фантазии.

Архитектурные произведения разных эпох имеют свои отличительные признаки и характерные черты: это может быть определенная форма или конструкция здания, цветовая гамма, наличие или отсутствие декоративных элементов и т. д. Совокупность этих признаков называют архитектурным стилем. Всего в истории европейской архитектуры насчитывается восемь основных стилей: романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир и модерн. Расскажем подробнее о каждом из них.

Романский стиль (X–XII вв.)

Романика — первый архитектурный стиль, распространившийся на всю Европу и ставший интернациональным. Основная черта, присущая романскому стилю, — монументальность и массивность. Здания должны были дарить ощущение безопасности и защищенности.

Постройки романского стиля отличают простые формы, толстые стены, цилиндрические пропорции, минимум или полное отсутствие декоративной отделки. Для зданий этой эпохи характерны большие башни, полукруглые арки, балочные или сводчатые потолки, тяжелые массивные двери с замками и засовами. Окна — узкие, небольших размеров, обычно круглой или четырехугольной формы; такие, чтобы из них было удобно целиться.

В Раннем Средневековье полы в замках были земляными. Позднее их стали застилать керамической плиткой и коврами. Потолки, в свою очередь, начали украшать фресками. В орнаментах использовались геометрические или растительные мотивы — например, вьющиеся стебли или листья. Иногда рисовали людей, зверей и фантастических существ. Основные цвета — красный, зеленый, белый, коричневый.

Нотр-Дам-ля-Гранд, Пуатье, Франция

Среди наиболее известных архитектурных сооружений в романском стиле — Лаахское аббатство и Лимбургский собор в Германии, Приорат Серрабоны во Франции, Пизанский собор в Италии, Уинчестерский собор в Англии, Кафедральный собор Лиссабона.

Готика (XII–XV вв.) 

Готический стиль, развившийся из романской архитектуры, зародился на севере Франции и получил широкое распространение в Европе в середине XII  века. Готическая архитектура — это, в первую очередь, архитектура кафедральных соборов в европейских городах. В Средние века соборы имели не только религиозное значение: они использовались для собраний жителей, для заключения торговых сделок и даже для театральных представлений.

Конструктивная особенность готических сооружений — каркасная система. Она позволила облегчить стены и перекрытия, перераспределить нагрузки, и, как следствие, — значительно увеличить высоту и площадь зданий. Готические соборы были вдвое больше романских, при этом выглядели легкими и ажурными. Все части сооружения как будто стремятся ввысь, к небу.

Характерные черты готики — подчеркнутые вертикали тонких опор, стрельчатые арки, остроконечные фронтоны, колоннады, башни и шпили, мозаичные полы и цветные витражи. Часто соборы украшали статуями святых и исторических деятелей, горгульями и гротескными фигурами. Позднюю готику отличает богатое убранство: скульптурная лепнина, барельефы, сложные орнаменты типа «рыбий пузырь» и масверк, витиеватые закрученные шпили и декоративные навершия — крестоцветы.

Собор св. Вита, Прага, Чехия

Образцы готической архитектуры можно встретить практически во всех европейских городах. Образцами французской «лучистой» или «пламенеющей» готики считаются Амьенский собор и Святая капелла Людовика IX в Париже. Немецкий архитектурный шедевр — Кельнский собор, это самый большой готический собор в Северной Европе и второй по высоте в мире. Говоря о готике, нельзя не вспомнить Собор Святого Вита в Чехии, Кафедральный собор Страсбурга, Бургосский собор в Испании, Антверпенский собор в Бельгии и Вестминстерское аббатство в Великобритании.

Ренессанс (XV—XVI вв.)

Стиль Ренессанс, в основе которого лежат традиции античной архитектуры, зародился в Италии, а затем распространился по всей Западной Европе. Эпоха Возрождения считается переломным моментом в истории архитектуры — приходит интерес к античной культуре, возрождается гуманизм, культ красоты и стремление к познанию. Кроме того, именно в эпоху Ренессанса труд архитекторов перестал быть анонимным: зодчие больше не скрывали свои имена.

В этот период в архитектуру возвращается античная ордерная система, основной формой которой является несущая колонна. Здания эпохи Ренессанса отличают симметричность, упорядоченность и четкие пропорции. Для построек характерна строго горизонтальная структура, квадратные, кубические и прямоугольные формы. Также в конструкции присутствуют закругленные элементы: арки и ниши, полусферические купола, колонны и пилястры.

В эпоху Возрождения в строительстве начинают применять новые материалы и технологии — глазурованный кирпич, майолику и терракоту; в отделке появляется декоративная штукатурка.

Монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал, Испания

Самые яркие памятники архитектуры Ренессанса можно увидеть в Италии: это Дворец дожей в Венеции, Собор святого Петра и церковь Иль-Джезу в Риме, Здание Уффици во Флоренции. Среди образцов архитектуры Возрождения в других европейских странах — Экуаннский замок (Франция), Гейдельбергский замок (Германия), монастырь Эскориал (Испания), ратуша Антверпена (Бельгия).

Барокко (XVI—XVII вв.)

В конце XVI века на смену Ренессансу приходит барокко — архитектурный стиль, характеризующийся причудливыми декоративными элементами, пышным убранством, обилием скульптурных композиций и яркими цветами. Основателем барокко считают Микеланджело Буонарроти.

Отличительные черты барокко — купола грушевидной формы, витые колонны, ярко расписанные потолки, фрески, скульптуры с позолотой. На фасадах и потолках появляется лепнина. В оформлении интерьеров часто используется живопись Тромплей («обманка»): художественный прием, с помощью которого мастера создают на плоскости реалистичное объемное изображение. Живопись сочетается со скульптурными элементами, что зачастую создает впечатление избыточного декора. Центральный элемент барочных дворцов — парадные лестницы.

Базилика Санта-Кроче, Лечче, Италия

Середина XVII века считается расцветом эпохи высокого барокко. Всемирно известные архитектурные шедевры этого времени — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче. В Россию стиль барокко приходит позднее, на рубеже XVII и XVIII веков. Русское барокко — это, в первую очередь, творения Бартоломео Растрелли — автора проектов Зимнего дворца и Смольного собора в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца в Царском Селе, Большого Петергофского дворца.

Смольный собор, Санкт-Петербург, Россия

Рококо (XVIII в.)

Стиль рококо часто называют не самостоятельным архитектурным стилем, а своеобразной вариацией барокко. В то же время рококо имеет множество отличительных особенностей: для него характерны более плавные формы, пастельные тона, асимметричные элементы.

Архитектура становится менее тяжеловесной. На смену пышным барочным принципу анфиладности приходит рациональное расположение внутренних помещений. В оформлении стен, потолков и молдингов присутствуют изящные интерьерные украшения и витиеватые орнаменты, главным из которых является «рокайль» (морская раковина). Обилие зеркал в залах усиливает ощущение открытого пространства.

Всемирно известные образчики стиля рококо сосредоточены в Германии — это малый дворец Амалиенбург, церковь Азамкирхе, базилика Фирценхайлиген, дворцы Шарлоттенбург и Сан-Суси. Также внимания заслуживают дворец Чапских в Варшаве и дворец Келуш в Синтре (Португалия). Знаменитый пример Елизаветинского рококо — Китайский дворец в Ораниенбауме.

Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия

Классицизм (XVIII—XIX вв.)

В основе классицизма лежат архитектурные нормы и традиции античности. Это стиль, характеризующийся простотой и ясностью классических форм, возник в эпоху итальянского Возрождения, быстро завоевал популярность в Италии, после чего получил широкое распространение во Франции, Германии, Англии, Российской Империи и других странах.

Отличительные особенности зданий в стиле классицизма — монументальность, строгость линий и форм, симметрия фасадов, выверенные пропорции, отсутствие декора, большие окна с мелкой расстекловкой. Главные архитектурные элементы — колонны, полуколонны и пилястры, круглые барельефы, ротонды, фронтоны и портики треугольной формы. На фасадах зданий часто можно увидеть статуи, в т. ч. атлантов и кариатид.

Дом Пашкова, Москва, Россия

Среди наиболее ярких примеров классицизма в мировой архитектуре — храм Сан-Франческо ди Паола в Неаполе, Берлинский драматический театр и Казанской собор в Санкт-Петербурге.

Ампир (XVIII–XIX вв.)

Так же, как рококо называют разновидностью барокко, ампир («имперский стиль») часто относят к позднему классицизму. Это направление искусства возникло во Франции в эпоху правления Наполеона, в начале XIX века получило широкое распространение в Западной Европе, а впоследствии и в России.

Для ампира характерны классические архитектурные формы, четкие линии, геометрические орнаменты (ромбы и круги), обилие колонн, пилястр и карнизов, контрастные цветовые решения. Основные цвета — красный, синий, белый, золотой. В этот период в моду снова возвращается лепнина. В декоре интерьеров и экстерьеров особое место занимает военная атрибутика: доспехи, мечи и шиты, копья, лавровые венки и т. д.

Наиболее яркие примеры стиля ампир во Франции — Церковь Мадлен в Париже, монумент Витториано в Риме, Триумфальная арка на площади Карузель, усадьба Мальмезон (резиденция Наполеона). В России главные архитектурные шедевры стиля ампир находятся в Санкт-Петербурге. В первую очередь, это ансамбль здания Главного штаба с аркой проекта Карла Росси и Исаакиевский собор — великое творение Огюста Монферрана.

Монумент Витториано, Рим, Италия

Модерн (рубеж XIX—XX вв.)

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и ХX веков, очень быстро «захватил» Европу. Отличительная особенность архитектуры модерна — отказ от простых классических форм и прямых линий. На смену строгой классике приходят плавные, волнистые линии, в оформлении зданий появляются необычные изогнутые элементы, в декоре преобладают природные мотивы — флористические и анималистические.

В строительстве эпохи модерна широко применяются новые материалы — металл, стекло, бетон и железобетон. Новые инженерные решения позволяют увеличить этажность строений, возводить здания с большими арками и окнами. Для архитектуры модерна характерны кованые декоративные элементы, плиточная облицовка, мозаики и витражи.

Дом Зингера, Санкт-Петербург, Россия

В разных странах стиль модерн имеет свой «национальный колорит». Так, в Германии и Австрии его знают как югендштиль, во Франции и Бельгии — как ар-нуво, в Италии — как цветочный стиль или стиль либерти. Яркие примеры архитектуры модерна — здания, построенные в Барселоне знаменитым Антонио Гауди, входы на станции метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром, а также знаменитая Эйфелева башня.

Образцами русского модерна являются Дом компании Зингер и Елисеевский магазин на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Другие архитектурные стили

Помимо основных архитектурных стилей широкое распространение в Европе получили такие направления, как ультрабарокко, романтизм, неоготика, неоклассицизм, эклектика. Минувший двадцатый век подарил миру модернизм и постмодернизм, баухаус, столь популярный в раннесоветское время конструктивизм и деконструктивизм, экспрессионизм, хай-тек и органическую архитектуру.

Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания – стиль деконструктивизм

Самым молодым архитектурным стилем является блоб (англ. blob или blobitecture). Здания, построенные в этом стиле, имеют текучие, мягкие формы; внешне они напоминают каплю, кляксу или амебу. Также к признакам блобитектуры можно отнести большие размеры построек, использование легких конструкций из стекла и металла. Считается, что сейчас блоб-стиль еще только формируется — и кто знает, какие сюрпризы готовят для нас архитекторы будущего?!

Здание Оперного театра, Сидней, Австралия – пример экспрессионизма в архитектуре

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Кронштадт. Новая эпоха
Вернем усадебную Россию
Семья газовика восстанавливает старинную усадьбу в Калужской области
Стремимся жить красиво.
Музейно-исторический парк «Остров Фортов» в Кронштадте
Модерн — последний из высоких стилей
Ко Всемирному дню модерна