240 лет Медному всаднику – символу Петербурга – МРГ-Онлайн
0

240 лет Медному всаднику – символу Петербурга

18 августа отмечает юбилей Медный всадник – пожалуй, самый известный памятник Петру I.  Величественный бронзовый монумент, изображающий императора на коне, топчущем змею, установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Идея его создания принадлежит императрице Екатерине II. Сегодня монумент считается одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Северной столицы.

Как создавался памятник

Когда князь Дмитрий Голицын предложил французскому скульптору Этьену Морису Фальконе возвести памятник Петру Великому в Петербурге, мастер дал согласие без раздумий. Тогда Фальконе было около 50 лет, и он трудился на заводе по изготовлению фарфора. В начале осени 1766 года француз подписал необходимые бумаги, а в октябре начал работу над проектом. За все работы по созданию памятника отвечал президент Академии искусств Иван Бецкий.

Этьен Морис Фальконе

Голову императора изготовила ученица Фальконе Мари Анн Колло, а фигуру змеи вылепил русский скульптор Федор Гордеев. Работа над гипсовой моделью была завершена в 1769 году, и скульптура ожидала отливки. Специально для этого в Россию прибыл французский литейщик Эрсман, который, впрочем, не смог выполнить всех требований Фальконе, в результате чего был уволен. Тогда подготовкой к отливке занялся сам скульптор. Первую отливку Медного всадника выполнили в 1775 году. Однако из-за лопнувшей трубы, по которой заливали бронзу, в мастерской случился пожар.

Мастерская, в которой изготавливался монумент, – это бывший Тронный зал Зимнего дворца, а жилье скульптора – помещение, которое некогда являлось конюшней.

Во время пожара Фальконе в состоянии шока выскочил наружу, а вслед за ним побежали и остальные работники. И только мастер Емельян Хайлов, которому было поручено следить за процессом, смог предотвратить уничтожение памятника, поставив под угрозу собственную жизнь. Некоторые части памятника были повреждены, впоследствии их пришлось переделать.

Подготовка к новой отливке заняла еще три года, и во второй раз все прошло успешно – в 1778 году отливка скульптуры под руководством литейных дел мастера Василия Петровича Екимова была завершена.

Транспортировка постамента и установка скульптуры

Фальконе задумал установить фигуру на постаменте в виде волны, который необходимо было выточить из цельного куска скалы. Однако отыскать гранитную глыбу нужных размеров оказалось непросто, и помощи попросили у частных лиц – через объявления в газетах.

«Обтесывание камня Гром у Лахты». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена

На обращение откликнулся рабочий Семен Вишняков – именно он сумел найти пригодную для работы глыбу в деревне под названием Конная Лахта. Ныне на месте этой глыбы находится Петровский пруд в Приморском районе.

До берега Финского залива прорубили просеку 40 метров в ширину и восемь километров в длину. Перевозка камня весом более 1500 тонн проходила зимой – почва была замерзшей, благодаря чему могла выдержать такую тяжесть.

«Движение камня к заливу в присутствии императрицы». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена

Валун, обросший целым городком на колесах, передвигался на 20-30 шагов в сутки. К берегу Финского залива камень доставили 27 марта 1770-го. Там для него соорудили специальную пристань из свай, вбитых в дно (остатки ее видны при отливе и сейчас), и построили особое судно, которое по бокам «страховали» два парусника.

“Доставка камня по воде». Марин Карбури

Перевозку по воде начали только осенью, и на площадь «Гром-камень» –  так назвали уникальную каменную глыбу – доставили к концу сентября 1770 года. В работах по добыче и транспортировке камня участвовали несколько тысяч человек.

Название «Медный всадник» появилось благодаря одноименной поэме Пушкина, написанной спустя 50 лет после открытия памятника. Именно так Евгений, главный герой пушкинской поэмы, называет бронзовую скульптуру Петра. Выражение быстро закрепилось в языке и вскоре стало полуофициальным названием памятника.

Только на Сенатской площади камень уменьшили до нынешних размеров, от первоначального валуна осталось около трети. Памятник же открыли спустя 12 лет, в 1782 году. Гром-камень, вернее, его обработка стала одной из причин раздора между Фальконе и Бецким, завершал пьедестал и устанавливал скульптуру архитектор Юрий Фельтен. На открытие мемориала Фальконе не пригласили.

«Выгрузка Гром-камня на Исаакиевский берег». Луи Бларамберг

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года. В тот день с самого утра шел дождь, но непогода не помешала народу собраться на Сенатской площади. К полудню облака рассеялись, и на площади начался военный парад, которым руководил князь Голицын. Памятник был закрыт от любопытных глаз полотняной оградой с изображением горных пейзажей.

Открытие памятника

В четвертом часу на праздник прибыла императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, и под барабанную дробь полки двинулись по набережной.

Особенности и символизм скульптуры

Этьен Морис Фальконе задумал изобразить Петра на взъерошенном, поднятом на дыбы коне, дабы придать скульптуре состояние динамики. Он стремился показать в императоре не столько полководца-победителя, сколько сильную личность, истинного законодателя и цивилизатора. Скульптор одел Петра в простую одежду, а вместо седла изобразил под ним шкуру зверя.

 

По задумке Фальконе, медвежья шкура – это символ нации, цивилизованной правителем, а постамент, выточенный из скалы, – символ трудностей и преград, которые преодолел император. Змея под ногами лошади – это не просто олицетворение зла и вражеских сил, это еще и интересная находка, которая решила вопрос устойчивости памятника. И лишь венок на голове и меч у пояса показывают Петра I победителем и полководцем.

Императрица Екатерина II и мыслитель Дени Дидро

О том, какой смысл должен быть вложен в скульптуру, Екатерина II советовалась с писателем Дени Дидро и философом-просветителем Вольтером. Все они сошлись во мнении, что монумент должен воплощать в себе такие ценности, как победа, ум и воля.

На постаменте имеется надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782»; с другой стороны та же фраза приведена на латыни: «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII». Еще одна малозаметная надпись расположена на складке одеяния императора: она свидетельствует о том, что над памятником работал мастер Этьен Морис Фальконе.

Медный всадник, XIX век

Весит фигура Петра примерно 8 тонн, а ее высота составляет более 5 метров. При этом скульптура имеет всего три точки опоры!

Во время Великой Отечественной войны было принято решение Памятник Петру I на площади Декабристов оградить пирамидой из мешков с землею кольцевыми рядами уступами, с заполнением промежутков глиной. Монумент был спасен и даже не поврежден.

Маскировка Медного всадника в годы Войны

Первая реставрация памятника была проведена в 1976 году. Вторую начали в октябре 2021-го и завершили в феврале 2022 года, в преддверии празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого. Специалисты уплотнили естественную патину на конной статуе, устранили трещины и очаги «бронзовой болезни», восстановили историческую отмостку, а также отреставрировали «Гром-камень». Теперь постамент снова выглядит как единый блок, что соответствует изначальной задумке Фальконе.

Спустя 240 лет Медный всадник продолжает олицетворять сильную волю и славу Санкт-Петербурга, все то, что досталось ему в наследство от государя Петра Великого.

«Вид на Медный всадник», Ирина Александрина

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
8 вопросов и ответов о монголо-татарском иге
Магия чувашской вышивки
Театр, отразивший эпоху
Ростовскому драматическому театру исполняется 160 лет
В объективе: трагедия разрушенного города
К 80 летию со дня освобождения Воронежа