18 августа отмечает юбилей Медный всадник – пожалуй, самый известный памятник Петру I. Величественный бронзовый монумент, изображающий императора на коне, топчущем змею, установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Идея его создания принадлежит императрице Екатерине II. Сегодня монумент считается одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Северной столицы.
Как создавался памятник
Когда князь Дмитрий Голицын предложил французскому скульптору Этьену Морису Фальконе возвести памятник Петру Великому в Петербурге, мастер дал согласие без раздумий. Тогда Фальконе было около 50 лет, и он трудился на заводе по изготовлению фарфора. В начале осени 1766 года француз подписал необходимые бумаги, а в октябре начал работу над проектом. За все работы по созданию памятника отвечал президент Академии искусств Иван Бецкий.
Голову императора изготовила ученица Фальконе Мари Анн Колло, а фигуру змеи вылепил русский скульптор Федор Гордеев. Работа над гипсовой моделью была завершена в 1769 году, и скульптура ожидала отливки. Специально для этого в Россию прибыл французский литейщик Эрсман, который, впрочем, не смог выполнить всех требований Фальконе, в результате чего был уволен. Тогда подготовкой к отливке занялся сам скульптор. Первую отливку Медного всадника выполнили в 1775 году. Однако из-за лопнувшей трубы, по которой заливали бронзу, в мастерской случился пожар.
Во время пожара Фальконе в состоянии шока выскочил наружу, а вслед за ним побежали и остальные работники. И только мастер Емельян Хайлов, которому было поручено следить за процессом, смог предотвратить уничтожение памятника, поставив под угрозу собственную жизнь. Некоторые части памятника были повреждены, впоследствии их пришлось переделать.
Подготовка к новой отливке заняла еще три года, и во второй раз все прошло успешно – в 1778 году отливка скульптуры под руководством литейных дел мастера Василия Петровича Екимова была завершена.
Транспортировка постамента и установка скульптуры
Фальконе задумал установить фигуру на постаменте в виде волны, который необходимо было выточить из цельного куска скалы. Однако отыскать гранитную глыбу нужных размеров оказалось непросто, и помощи попросили у частных лиц – через объявления в газетах.
На обращение откликнулся рабочий Семен Вишняков – именно он сумел найти пригодную для работы глыбу в деревне под названием Конная Лахта. Ныне на месте этой глыбы находится Петровский пруд в Приморском районе.
До берега Финского залива прорубили просеку 40 метров в ширину и восемь километров в длину. Перевозка камня весом более 1500 тонн проходила зимой – почва была замерзшей, благодаря чему могла выдержать такую тяжесть.
Валун, обросший целым городком на колесах, передвигался на 20-30 шагов в сутки. К берегу Финского залива камень доставили 27 марта 1770-го. Там для него соорудили специальную пристань из свай, вбитых в дно (остатки ее видны при отливе и сейчас), и построили особое судно, которое по бокам «страховали» два парусника.
Перевозку по воде начали только осенью, и на площадь «Гром-камень» – так назвали уникальную каменную глыбу – доставили к концу сентября 1770 года. В работах по добыче и транспортировке камня участвовали несколько тысяч человек.
Только на Сенатской площади камень уменьшили до нынешних размеров, от первоначального валуна осталось около трети. Памятник же открыли спустя 12 лет, в 1782 году. Гром-камень, вернее, его обработка стала одной из причин раздора между Фальконе и Бецким, завершал пьедестал и устанавливал скульптуру архитектор Юрий Фельтен. На открытие мемориала Фальконе не пригласили.
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года. В тот день с самого утра шел дождь, но непогода не помешала народу собраться на Сенатской площади. К полудню облака рассеялись, и на площади начался военный парад, которым руководил князь Голицын. Памятник был закрыт от любопытных глаз полотняной оградой с изображением горных пейзажей.
В четвертом часу на праздник прибыла императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, и под барабанную дробь полки двинулись по набережной.
Особенности и символизм скульптуры
Этьен Морис Фальконе задумал изобразить Петра на взъерошенном, поднятом на дыбы коне, дабы придать скульптуре состояние динамики. Он стремился показать в императоре не столько полководца-победителя, сколько сильную личность, истинного законодателя и цивилизатора. Скульптор одел Петра в простую одежду, а вместо седла изобразил под ним шкуру зверя.
По задумке Фальконе, медвежья шкура – это символ нации, цивилизованной правителем, а постамент, выточенный из скалы, – символ трудностей и преград, которые преодолел император. Змея под ногами лошади – это не просто олицетворение зла и вражеских сил, это еще и интересная находка, которая решила вопрос устойчивости памятника. И лишь венок на голове и меч у пояса показывают Петра I победителем и полководцем.
О том, какой смысл должен быть вложен в скульптуру, Екатерина II советовалась с писателем Дени Дидро и философом-просветителем Вольтером. Все они сошлись во мнении, что монумент должен воплощать в себе такие ценности, как победа, ум и воля.
На постаменте имеется надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782»; с другой стороны та же фраза приведена на латыни: «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII». Еще одна малозаметная надпись расположена на складке одеяния императора: она свидетельствует о том, что над памятником работал мастер Этьен Морис Фальконе.
Весит фигура Петра примерно 8 тонн, а ее высота составляет более 5 метров. При этом скульптура имеет всего три точки опоры!
Во время Великой Отечественной войны было принято решение Памятник Петру I на площади Декабристов оградить пирамидой из мешков с землею кольцевыми рядами уступами, с заполнением промежутков глиной. Монумент был спасен и даже не поврежден.
Первая реставрация памятника была проведена в 1976 году. Вторую начали в октябре 2021-го и завершили в феврале 2022 года, в преддверии празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого. Специалисты уплотнили естественную патину на конной статуе, устранили трещины и очаги «бронзовой болезни», восстановили историческую отмостку, а также отреставрировали «Гром-камень». Теперь постамент снова выглядит как единый блок, что соответствует изначальной задумке Фальконе.
Спустя 240 лет Медный всадник продолжает олицетворять сильную волю и славу Санкт-Петербурга, все то, что досталось ему в наследство от государя Петра Великого.
Комментариев нет