Последний герой Виктору Цою — 60 лет – МРГ-Онлайн
0

Последний герой
Виктору Цою — 60 лет

21 июня 2022 года главной рок-звезде отечественной сцены, неповторимому Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Харизматичный лидер группы «Кино» навсегда вошел в историю, став человеком-легендой, народным достоянием, почти святым. Простые, но одновременно глубокие тексты, запоминающиеся по-западному звучащие аранжировки и конечно необычная и притягательная внешность фронтмена с завораживающей манерой исполнения — все это сделали «Кино» абсолютно особенной группой, бьющей в самое сердце, точно передающей настроение большой массы людей на сломе эпох.

Виктор Цой родился в Ленинграде в июне 1962 года. Его мать преподавала физкультуру, а отец, чьи предки были выходцами из Кореи, работал инженером. Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней. В 1970-х годах Цой впервые поучаствовал в рок-проекте «Палата №6», где он играл на бас-гитаре.

Первые концерты

В конце 70‑х начале 80‑х Виктор Цой начал тесно общаться с Алексеем Рыбиным из группы Пилигримы. В это время Цой играл на бас-гитаре в Палате №6. Друзья вместе ходили к Андрею Панову, по кличке Свин и Майку Науменко, солисту группы Зоопарк. У Панова дома и начал играть первые квартирники Виктор Цой. Позже свою музыку Цой и Рыбин играли в Москве на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из поездок из Питера в Москву в электричке Виктора с компанией услышал Борис Гребенщиков. Он предложил Цою свою помощь и помощь своих друзей Андрей Тропилло и Сергея Курехина.

Летом 1981 года появилась группа «Гарин и Гиперболоиды». Ее основали Виктор Цой, Олег Валинский и Алексей Рыбин. Осенью коллектив был принят в Ленинградский рок-клуб. Чуть позже Валинский уходит в армию, а группа меняет свое название на «Кино» и приступает к записи первого альбома. Первую пластинку Кино записали под руководством БГ на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника. Помогали играть, кстати, музыканты из «Аквариума».

Виктор Цой и Борис Гребеньщиков

Летом 1982 года первый альбом был полностью записан и продолжительность песен составила 45 минут. Отсюда и взялось название — «45». Но из окончательного варианта все-таки убрали песню Я‑асфальт, ее можно найти в переиздании альбома, в качестве бонуса. Вскоре «Кино» уже дает свой первый электрический концерт на фестивале Ленинградского рок-клуба. После выхода пластинки о группе заговорили и «Кино» продолжило выступать с квартирниками в Ленинграде и Москве.

Виктор Цой и Олег Гаркуша (Аукцыон) в Ленинградском рок-клубе

В феврале 1983 года «Кино» и «Аквариум» дают совместный концерт. Тогда музыканты выступали в костюмах со стразами и с темным макияжем. Исполнили Троллейбус, Электричку и Алюминиевые огурцы. Рыбин весной покинул группу из-за конфликтов с Цоем. На его место взяли нового гитариста Юрия Каспаряна. Так получился альбом «46». Изначально он задумывался как демозапись пластинки «Начальник Камчатки», но в итоге альбом был воспринят как полноценный.

Все лето 1983 года группа репетировала: музыканты готовились к Ленинградскому рок-фестивалю. После выступления песню Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей, а сама группа стала лауреатом фестиваля. Песни фестивальной программы позже вышли отдельным альбомом: его назвали «Начальник Камчатки».

В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне Родованской — они познакомились еще в то время, когда музыканты группы «Кино» записывали свой первый альбом. Спустя год у Виктора и Марианны родился сын Александр.

Виктор Цой с женой Марианной

На рок-фестивале 1985 года группа «Кино» снова выступила с триумфом. Вдохновленный успехом, Цой вместе с музыкантами начал записывать следующую пластинку. Вскоре появился альбом «Это не любовь», который разошелся по всему Советскому Союзу. Практически одновременно музыкант закончил работу над альбомом «Ночь» и выступил с новыми песнями на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. В альбом вошли такие, ставшими шлягерами песни, как «Видели ночь» и «Мама Анархия». «Ночь» выходит на студии «Мелодия» и Кино становится явлением всесоюзного масштаба. Самое интересное, что пластинку выпустили без ведома Виктора и группы, с авторским правом тогда особо не церемонились. Альбом разошелся тиражом в 2 млн. экземпляров, однако музыканты не получили от госмонополиста ни копейки. В это время Цой, уже известный исполнитель, работал в бане на проспекте Ветеранов. А позже он устроился угольщиком в котельную, сейчас там находится клуб-музей «Котельная Камчатка».

Посиделка с друзьями

В том же 1986-м Виктор Цой снялся в фильме Сергей Соловьева «Асса». Он появляется в самом конце картины и исполняет песню, ставшую со временем суперхитом и гимном свободолюбия — «Хочу перемен». Известный факт: Сергей Бугаев, исполнивший в этом культовом кино главную роль, одно время тоже играл в «Кино» на барабанах.

Виктор Цой в фильме Асса, 1987 г.

Группа «Кино» становится известной и в других странах. Популяризации группы способствовала Джоанна Стингрей, американка, которая периодически жила в России, вращаясь в рок-тусовке. Она была поклонницей русского рока и именно она познакомила жителей США с творчеством «Кино». Ее стараниями в 1986 году в Америке вышел совместный альбом нескольких советских рок-групп «Красная волна» — на нем были песни «Аквариума», «Алисы», «Странные игры» и «Кино».

Пластинка Кино, Ночь

Талант Виктора Цоя был многогранным. Параллельно с музыкой и съемками в кино он, как и в ранние годы, продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920‑х годов и западным проектам — поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя — ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую — на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников — всего в Америку отправились 10 его картин.

Кинокарьера Виктора Цоя продолжилась в 1987 году со съемками фильма «Игла», после выхода которого в широкий прокат Цой стал по-настоящему культовым персонажем. Кошачья пластика героя, приемы модных тогда восточных единоборств в сценах драк, понятный молодежной публике язык и крутая композиция «Группа крови» на финальных титрах сделали свое дело. Скорее всего именно тогда за Цоем закрепилась его героическая харизма бескомпромиссного героя-одиночки, хотя по свидетельствам его друзей в жизни Виктор был мягким и неконфликтным человеком.

Вернувшись со съемок из Алма-Аты в Ленинград, Цой вместе с музыкантами «Кино» записывает альбом «Группа крови». Он выходит уже в следующем 1988-м году. В стране начинается «киномания».

Цой знакомится с Юрием Айзеншписом. Он с 1989 года занимается продюсированием группы. Во многом благодаря ему в 1989–1990 годах «Кино» давала десятки концертов по всей стране. Популярность группы стала небывалой. В это время у нее практически не было конкурентов в стране, за исключением может быть Кости Кинчева с группой «Алиса». Деньги полились к музыкантам рекой. При этом необходимо отметить, что Цой не очень любил концерты. В своих интервью он часто признавался, что ему чужда демонстративность. Он как будто стеснялся популярности, не понимал, почему люди так на него реагируют.

В начале 1989 году группа впервые едет за рубеж, во Францию и записывает там альбом-сборник «Последний герой». Затем последовала поездка в США, гастроли в Дании, выступления на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже и на советско-итальянском рок-фестивале Back In The USSR в Мельпиньяно.

В 1989 году Группа «Кино» выпускает «Звезду по имени Солнце» — эталонный альбом, состоящий по сути из одних хитов. Группа была на пике своей популярности. «Звезда…» — последний прижизненный альбом Виктора Цоя и единственная к тому моменту пластинка, которую музыканты «Кино» записали в профессиональной студии.

У альбома «Звезда по имени Солнце» изначально не было никакой официальной обложки. Знаменитая обложка с солнечным затмением на черном фоне, ставшим логотипом группы, нарисована в 1993 году А. Гусевым для издания пластинки на студии «MorozRecords».

24 июня 1990 года «Кино» дает грандиозный концерт в переполненных «Лужниках». Здесь же впервые после олимпиады зажгли огонь в Олимпийской чаше. Концерт завершал большой стадионный тур группы по Советскому Союзу. Через несколько дней музыканты разъезжаются в отпуск. Виктор Цой с отцом и сыном уезжает в Прибалтику, снимает дачу под Юрмалой. Туда же к нему на какое-то время приезжает Юрий Каспарян. Музыканты делают черновые записи будущего альбома, работают над аранжировками.

Надо сказать, что Виктор Цой к тому моменту уже два года живет гражданским браком с новой возлюбленной, Натальей Разлоговой (они познакомились еще на съемках «Ассы»). С матерью своего сына Марианной он прожил не долго, хотя официально брак расторгнут не был.

Виктор Цой с Натальей Разлоговой

15 августа 1990 года рано утром Цой уезжает на рыбалку. Чистая случайность, что он не взял с собой сына Сашу. В 12 часов 28 минут «Москвич-2141» Виктора Цоя проезжает 35 километр трассы «Слока — Талси». На повороте внезапно выруливает на встречную полосу. В это момент из-за поворота выезжает автобус «Икарус». Лобовое столкновение. Легковой автомобиль сминает… Выдержки из милицейского протокола: «со скоростью не менее 130 километров в час», «не справился с управлением», «смерть наступила мгновенно». Анализы крови и клеток мозга показал, что певец был трезв и действительно уснул за рулем.

Смерть кумира без преувеличения повергла в шок всю страну. По своему резонансу в обществе событие можно сравнить со смертью Владимира Высоцкого за 10 лет до этого. 19 августа проститься с Виктором Цоем на Богословского кладбище Ленинграда пришли несколько тысяч человек. Печальный факт: после того, как о смерти лидера «Кино» стало известно, число самоубийств в Ленинграде выросло на 30%.

Мемориал на месте гибели Виктора Цоя

В январе 1991 года вышел последний «Черный альбом» группы «Кино». Музыканты дописывали черновые записи песен уже без Цоя. После этого группа сообщила о своем роспуске.

Прошло более 30 лет, а Виктор Цой так и остался последним и непревзойденным героем. Его песни и музыка не устаревают и не теряют актуальности. Его продолжают беззаветно любить поколение 50-летних и 17-летних. Цой жив! Это не просто расхожая фраза-слоган, а констатация масштаба и значимости его гения для всех нас. Жив, а значит: с днем рождения, Виктор!

С использованием материалов kp.ru, culture.ru, rockcult.ru
Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Футбольная команда петроградских чекистов обретает имя «Динамо»
Славный путь российской анимации
«Будьте добрыми, люди!»
100 лет назад родился Расул Гамзатов
Карман России
200 лет Нижегородской ярмарке