Если для вас в перечне слов: шелковые ленты, стеклярус, рокаль, целика, папоротниковый или венгерский стежок, «елочка», тамбурный шов, косая гладь, «полукрест», — знакомыми кажутся только «шелковые ленты», то вы просто зритель. Скорее даже — восхищенный зритель, потому что смотрите на вышивку. Этот вид декоративно-прикладного искусства, известный еще во времена первобытного строя, популярный во все эпохи, но немного забытый в конце прошлого века, сегодня обрел второе дыхание.
В 2011 г. шведские мастерицы с пяльцами в руках предложили учредить Всемирный день вышивки. С тех пор 30 июля принято поздравлять вышивальщиц, которые с помощью ниток, бисера и драгоценных камней создают невероятную красоту.
А кроме того, тонкими, но очень прочными нитями вышивальщиц и вязальщиц поддерживается связь времен, ведь часто эти навыки передаются из поколения в поколение, от бабушки и прабабушки, от мамы, от самой способной рукодельницы в большой семье младшим, чтобы жизни нить не прерывалась.
Мы расскажем вам истории двух сотрудниц «Газпром межрегионгаз Владикавказ», для которых вышивка стала значительной частью жизни.
Рассказывает Наталья Кузнецова, заместитель начальника отдела метрологии «Газпром межрегионгаз Владикавказ»: «Конечно, бабушка у нас была мастерицей, как многие в те годы. Умела шить, вязать, вышивать. У нас сохранились еще пара салфеток с мережкой, которые она делала. А мама всю жизнь работала, ей было некогда, и вышивать она начала поздно, где-то в 62 года, уже на пенсии. Они учились вышивать вместе с моей дочерью — Леной. Я присоединилась к ним последней. Но постепенно вышивка меня увлекла».
Наталья никогда не афишировала свое увлечение, считая его чем-то очень своим личным, отдохновением от ежедневной рутины, суеты и общего шума. Для нее интересен не только сам процесс вышивки, важно еще увидеть результат своей работы, почувствовать, что очередное полотно создано своими руками, ощутить, как оживает картина, «нарисованная» тонкой иглой с разноцветными нитями.
«Львиное семейство я вышивала, когда была беременна сыном, — рассказывает Анастасия Кучиева, ведущий специалист отдела по работе с социально значимой категорией потребителей «Газпром межрегионгаз Владикавказ». — Старшая дочь рассматривала ее, сравнивая с нашей семьей, и выбирала, какой из львеночков — она. А потом у нас родилась Ева, и тогда рядом со львами появился смешной ежик из шерсти, удивительно похожий на младшего ребенка».
Вышивкой она увлекалась с детства. Ее бабушка научила вышивать и вязать сначала свою дочь, Настину маму, а потом и внучку. Но для Анастасии, человека творческого, любящего постоянно что-то мастерить своими руками, придумывать интересные образы, дарить новую жизнь старым вещам сам процесс вышивания оказался погружением в новый интересный мир. Тем более, что часто пик работы с иглой и пяльцами приходился на время декретного отпуска, когда с появлением малыша мир вокруг преображался и открывались его новые неизведанные стороны. Работа над каждой картиной занимает у Анастасии не меньше 3‑4 месяцев, хотя это не самый сложный уровень.
Ас в этом деле Настина мама — Елена Николаевна. Она считает, что вышивка картины высокой сложности не только кропотливая мелкая работа, но — «высший пилотаж», доступный немногим. В ее коллекции есть работы, которые делались до полутора лет, с огромной палитрой цветов и замысловатым рисунком.
А сейчас у Насти новое увлечение: после посещения Национального музея Северной Осетии она заинтересовалась искусством плетения осетинских национальных шелковых платков. Невесомый кружевной платок, сплетенный филейной, или сетчатой, вязкой, расшитый национальными орнаментами и украшенный длинной бахромой никого не оставляет равнодушным. Попала под его очарование и Анастасия: нашла мастера, который учит современных женщин старинному искусству, купила материалы и инструменты для плетения и теперь любую свободную минуту посвящает рукоделию.
Комментариев нет