Сто лет назад, 22 октября 1922 года, в Москве было создано авиационное опытное конструкторское бюро под руководством инженера Андрея Николаевича Туполева. Основным направлением работы бюро стала разработка самолетов, полностью изготовленных из металла.
В начале XX века в России строили только цельнодеревянные самолеты. Например, именно таким был изготовленный при непосредственном участии И. И. Сикорского в 1913 году многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец».
В 1921 году Туполев расчетным, а впоследствии и опытным путем доказал, что добавление в конструкцию аэросаней металлических элементов позволяет повысить их надежность и снизить вес примерно на 20-30%. Это открывало большие возможности по развитию цельнометаллического самолетостроения.
Конструкция аэросаней и глиссеров (легких быстроходных лодок с мотором) была близка к той, которая использовалась при производстве самолетов. Поэтому на них можно было проводить наземные испытания и проверять теоретические гипотезы для решения задач самолетостроения.
Туполев предложил использовать для их производства кольчугалюминий — прочный сплав из дюралюминия с присадками из никеля, меди и марганца.
Испытания прошли успешно, и 21 октября 1923 года в свой первый полет отправился моноплан АНТ‑1. В его конструкции были использованы идеи, родившиеся при разработке аэросаней и глиссеров.
Основным направлением разработок Туполева стало производство самолетов военного назначения. В 1925 году специалисты ОКБ представили две новые модели военных самолетов. Первый из них — двухмоторный бомбардировщик АНТ‑4 не имел мировых аналогов и обладал наивысшими показателями по своим аэродинамическим свойствам.
А также двухместный самолет-разведчик АНТ‑3 (Р‑3), который мог развивать скорость до 205 км/ч., который использовался и в качестве бомбардировщика.
В 1929 году в ОКБ Туполева был создан первый самолет, предназначенный для гражданской авиации — АНТ‑9. Он имел три мотора и мог перевозить до девяти пассажиров.
Первый в Советском Союзе гидросамолет построили в 1931 году. Спустя 10 лет, в 1941 году появился первый самолет серии Ту, который получил название Ту‑2 и активно использовался во время Великой Отечественной Войны.
Самолетостроение продолжало активно развиваться. Разрабатывались и создавались новые модели военной техники. При этом Туполев активно продвигал идею, что хорошо летать могут только красивые самолеты и что каждый военный самолет может стать прототипом пассажирского.
Так, в 1952 году появился тяжелый бомбардировщик Ту‑16, способный нести на себе ядерное оружие, которые многие считают самым совершенным с точки зрения аэродинамики. А на основе его конструкции в 1955 году был разработан Ту‑104, который стал первым в мире реактивным самолетом, предназначенным для перевозки пассажиров.
В 1952 году был создан и сверхдальний бомбардировщик Ту‑95, серийный выпуск которого начался в 1955‑м. Впоследствии на основе этого бомбардировщика специалисты ОКБ построили Ту‑114 — самый большой в мире пассажирский лайнер для дальних полетов. Лайнер был двухэтажным, имел кухню и гардероб, несколько салонов разного класса. Интересно, что в самолете располагались четыре купе с тремя спальными местами в каждом.
Именно на этом лайнере в 1959 году впервые официально прилетел в Америку председатель советского правительства Никита Хрущев. Так как Ту‑114 действительно был самым большим авиалайнером в мире, на базе ВВС «Эндрюс» в США, где приземлился самолет, просто не нашлось трапа подходящей высоты. Правительственной делегации из СССР пришлось добираться до трапа по стремянке.
Еще одним значимым достижением специалистов ОКБ Туполева стало производство в 1958 году дальнего тяжелого сверхзвукового самолета — Ту‑22. С 1959 по 1969 годы он выпускался серийно и применялся в качестве бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщика помех.
А в 1968 году был создан первый в мире сверхзвуковой самолет для перевозки пассажиров — Ту‑144. Первый полет опытного Ту‑144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше конкурента — англо-французского Конкорда. Чтобы совершить на нем полет, советскому человеку было нужно заплатить 68 рублей. Для сравнения — в 1970 году средняя зарплата в СССР составляла 122 рубля. То есть полет на сверхзвуковом самолете стоил чуть больше половины месячной заработной платы. Регулярные рейсы Ту‑144 начались только в ноябре 1977, а уже в мае следующего года были прекращены из-за полной нерентабельности.
Любопытно, что именно Ту‑144
Комментариев нет