Истории
27.07.2023
Волгоградская область
0

Вспомним лучшее. 71 год назад состоялось официальное открытие Волго-Донского канала.

Егор Козловцев, cоветник генерального директора по связям с общественностью «Газпром межрегионгаз Волгоград»

В этот день, 27 июля, в 1952 году открылся судоходный Волго-Донской канал. Канал соединил две могучие реки — Волгу и Дон — в месте их наибольшего сближения, неподалеку от Сталинграда, возле города Калач-на-Дону.

Объект построили в рекордные сроки — за 4,5 года. Работы начались в феврале 1948 года. На стройку набирали рабочих со всей России. Кроме того, в работах участвовали военнопленные немцы и советские заключенные, которые получали зарплату наравне с добровольцами.

Канал является частью Единой глубоководной системы Европейской части России. Вместе с нижней Волгой и нижним Доном канал обеспечивает кратчайшее судоходное сообщение между Каспийским морем и мировым океаном, если таковым считать Средиземное море, через Азовское и Черное моря.

С ранней истории человечества между реками Волга и Дон существовал торговый и военный путь. Идея соединить две реки появилась еще в середине XVI века: тогда в 1569 году турецкий султан Селим II отправил около 20 тысяч воинов прорыть канал между реками, но ничего не получилось.

Объединить Волгу и Дон грезил и Петр I в 1697 году. Правда, он рассчитывал на более скромный вариант, предполагая прорыть канал между притоками этих двух крупных водных артерий — Иловлей и Камышинкой. Петровской стройкой руководил иностранный инженер Иоганн Бреккель, и если верить документам, к 1701 году часть объектов была построена, но начавшаяся Северная война скорректировала планы и внимание государя.

К моменту революции 1917 года было разработано около 30 проектов канала, но реализовать идею смогли только после Великой Отечественной войны.

Стройка была поистине колоссальная: было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В ходе работ задействовали 8 тысяч единиц техники.

Именно здесь впервые в мире были применены шагающие экскаваторы ЭШ‑14/65, или гигантские землеройные машины. Стрела экскаватора составляла 65 метров, а ковш забирал сразу 14 кубометров грунта — это почти два вагона, и доставал его с глубины 40 метров, поднимал на высоту 40 метров и переносил на 100 метров. Машина весила 1,2 тысячи тонн.

Так как создание нового канала означало неминуемое затопление ряда территорий, в 1949 году было отдано распоряжение о переселении людей, а дома, постройки, кладбища и все виды растительности подлежали уничтожению или перемещению. Переселение продолжалось в течение двух лет.

В общей сложности под программу попали более 160 станиц и хуторов на территории Ростовской и Сталинградской (ныне Волгоградской) областей. При этом одним нужно было передвинуть свой дом на лишь 300–400 метров, а другим пришлось переехать на несколько десятков километров.

В 1952 году воды Волги и Дона наконец слились между 1 и 2-м шлюзами. К концу стройки общая протяженность канала составила 101 километр, а глубина — не менее 3,5 метров.

Трасса канала, пересекающая Береславское, Варваровское и Карповское водохранилища, насчитывает 13 судоходных шлюзов, разделенных на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 метров, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 метра, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами варьируется от 700 метров на волжском склоне до 20 километров на донском склоне.

Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани. Водоснабжение осуществляется из Дона и перекачивается в водохранилища тремя насосными станциями — Карповской, Мариновской и Варваровской.

В комплекс Волго‑Донского канала также входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов, используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны. Несмотря на свою многолетнюю историю по сей день канал остается одной из важнейших водных артерий страны и является достопримечательностью Волгоградской области.

К слову, одна из страниц корпоративного календаря волгоградских газовиков посвящена Волго-Донскому каналу.

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Вы про него не думали, но он того стоит
Едем в уютный Саратов!
Каспийский форт Боярд
Викторина к 320-летию Санкт-Петербурга
Из Калуги с любовью