17 августа 1977 года cоветский атомный ледокол «Арктика» в результате сложнейшей экспедиции достиг Северного полюса и стал первым судном в истории надводного плавания, которому удалось это сделать. Экспедиция продолжалась 7 суток и 8 часов, за это время ледокол прошел 2 528 миль. Этот переход совершил экипаж под командованием капитана Юрия Кучиева. Общее руководство операцией вел непосредственно с борта «Арктики» министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.
Всего в России и СССР было построено 10 атомных ледоколов, шесть из них относятся к типу «Арктика» (серия проекта 10520). Строительство этих ледоколов началось в 1972 году, а завершилось в 2007 году с вводом в строй ледокола «50 лет Победы». Основной их задачей было обслуживание Северного морского пути, соединяющего Европейскую часть России и Дальний Восток. Также они использовались для проведения других судов в рамках экспедиций в условиях ледяных северных морей.
26 декабря 1972 года ледокол «Арктика» был спущен на воду, а уже в апреле 1975-го над ним поднялся флаг. Это было настоящее произведение кораблестроительного искусства: судно было рассчитано на 150 человек и около восьми месяцев автономного плавания.
Ледокол, помимо служб связи, радиационной безопасности и прочих необходимых для такого объекта подразделений, имел свою инфраструктуру для воздушной ледовой разведки (на судне был свой бортовой вертолет), а также стоматологический и хирургический блоки в медицинской части, клуб-кинозал на 108 мест, спортзал, библиотеку, музыкальный и шахматный салоны, плавательный бассейн, учебный класс, две финские бани, парикмахерскую, фотокаюту и бытовую мастерскую — словом, все необходимое для комфортного проживания экипажа при длительной оторванности от Большой земли.
9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманского порта. В состав экспедиции вошло более 200 человек, в том числе ученые-исследователи различных специальностей. Маршрут был разработан сложный: пройдя Карское море, миновав пролив Вилькицкого, ледокол вошел в море Лаптевых и по 130-му меридиану повернул на север. Несколько раз судно заклинивало, а сам процесс пробивания льда напоминал дробление камней из-за поступательных движений ледокола вперед-назад.
Несмотря на сложную ледовую обстановку, движение осуществлялось с опережением графика. Воздушную разведку маршрута обеспечивал самолет Ил-14. За несколько десятков миль до полюса обстановка осложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Несмотря на полярный день, плотный туман ограничивал видимость и возможность маневрирования. Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным приборам.
Завершив трудное плавание сквозь многолетние паковые льды, 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени ледокол «Арктика» достиг вершины планеты — точной географической точки Северного полюса. Членами экипажа на лед была спущена стальная установка для поднятия флага Советского Союза, к которому прикрепили древко от флага экспедиции Седова, который не дошел до полюса.
На льду состоялся торжественный митинг. В память об этом событии на глубину 4 000 метров была опущена металлическая пластина с изображением государственного герба и памятной надписью. Исторический поход завершился в Мурманске 23 августа. Пяти участникам исторического рейса было присвоено звание Героев Социалистического Труда, в том числе, капитану атомохода Юрию Сергеевичу Кучиеву.
Легендарный лекодокол «Арктика» был выведен из состава флота в 2008 году, потому что реакторы судна выработали свой ресурс.
По материалам rus.team, iz.ru, ru.wikipedia.org
Комментариев нет