В начале августа этого года в Петрозаводске уникальное предприятие, специализирующееся на проектировании и строительстве деревянных судов — верфь «Варяг» подключили к природному газу. Котельную поставили во дворе за зданием предприятия. По трубам газ идет к новым обогревателям, которые расставлены по всему ангару.
Верфь «Варяг» является одним из немногих предприятий, где сохраняют и развивают традиции отечественного деревянного судостроения. За тридцатилетнюю историю его работники построили более 50 моторных и парусных судов, более 300 лодок и шлюпок. Они изготовили суда не только для России, но и для Англии, Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Финляндии.
«Газ уже поступает в нашу котельную, оборудование смонтировано, подключено. Как только начнется похолодание, мы перейдем на отопление газом. Также будем использовать его в производстве. В частности, оборудуем сушилку для пиломатериалов», — отметил руководитель предприятия Павел Мартюков.
Коллектив предприятия составляют опытные кораблестроители, одни из лучших представителей северной школы деревянного судостроения. Одним из основных направлений является строительство судов-реплик, стилизованных под парусные и паровые корабли прошедших веков.
Среди них: копии судов викингов для г. Выборга, корабль-музей Гото Предестинация, парусные суда-реплики XIV-XVII веков, русские морские и речные ладьи XI–XV веков, копии ботиков Петра I и Екатерины Великой для музеев Царского села и Переславля-Залесского. А шхуна «Святой Петр», произведенная на «Варяге» принимала участие в съемках голливудского блокбастера «Пираты Карибского моря».
Вот, например, как велась работа над кораблем «Гото Предестинация». В 2009 году Администрацией Воронежской области было принято решение о строительстве плавучего музея — ходовой копии корабля «Гото Предестинация».
Выбор на этот корабль пал не случайно. Это был первый линейный корабль русского флота, спроектированный лично Петром I и построенный на Воронежских верфях. Причем Петр решил, что этот корабль должен строиться руками исключительно русских плотников, без привлечения иностранцев.
Для увеличения срока службы корабля-музея, обеспечения непотопляемости и минимальной осадки, удобного размещения современных судовых устройств, систем и механизмов было принято решение делать корпус композитным: металлический «низ» и деревянный «верх».
Нижнюю металлическую часть корпуса изготовил Павловский судостроительно-судоремонтный завод. Задачей верфи являлось строительство верхней деревянной части корпуса в комплекте с историческими корабельными устройствами, дельными вещами, рангоутом и такелажем.
Для облегчения и удешевления транспортировки «Гото Предестинации» было решено применить метод секционной постройки, опробованный «Варягом» при строительстве драккаров для Выборга. Деревянный корпус разбирался на 58 секций, перевозился в Воронеж и затем вновь собирался на плаву на нижней металлической части корпуса.
При проектировании и строительстве главной проблемой являлось максимально точное приближение к оригиналу, так как чертежей корабля не сохранилось.
На сегодняшний день имеются лишь два изображения «Гото Предестинации» Петровского времени: акварель Бергмана и гравюра Шхонебека. Но они показывают только общий вид корабля, о внутреннем устройстве и палубном оборудовании судить по этим изображениям сложно. Поэтому пришлось использовать материалы российских и зарубежных музеев и архивов, специальную историческую литературу.
Большую помощь оказали сотрудники Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, позволив детально изучить акварель Бергмана и модели кораблей конца XVII — начала XVIII века из фондов ЦВММ.
В августе 2014 года линейный корабль «Гото Предестинация» после большой, сложной и кропотливой работы занял свое место около Адмиралтейской площади Воронежа. Корабль получился очень красивый и уже сейчас стал символом города.
Комментариев нет