В то время, когда большинство астрономов и экспертов по ретроградному Меркурию с замиранием сердца наблюдали за транзитным полетом кометы C/2022 E3 (ZTF), мой давний знакомый, доктор физико-математических наук, профессор Волгоградского государственного университета Александр Морозов в доступном и увлекательном ключе поделился в своей публикации некоторыми особенностями гравитационных процессов во Вселенной:
«Галактикам в космосе тесно. Особенно в группах и скоплениях. Сближаясь, они кружатся и давят друг на друга. И эти кружения, и сближения нередко выглядят как танцы».
Например, танец на расстоянии вытянутых рук.
Кажущаяся небольшой, но весьма массивная эллиптическая галактика своими приливными силами смогла изуродовать спиральную, превратив ее в большого пингвиненка.
А вот тесный танец-бодание двух спиральных галактик.
У спиральной галактики Головастик (Арп 188), удалившийся за пределы кадра достаточно массивный партнер, своими приливными силами вытянул из Головастика длинный хвост.
Танцующая в одиночку галактика Сомбреро (М 104).
Танец семейной пары спиральных галактик Арп 273.
Страстный танец. Маленькая и плотная галактика врезалась сверху в большую спиральную АМ 0644-741. В диске последней от такого удара пошла квазикольцевая волна плотности газа. И в этой волне начали образовываться молодые голубые звезды.
Танец с сохранением собственных форм и чувства собственного достоинства. Спиральная галактика NGC 4647 является спутником эллиптической NGC 4649. Каких-либо искажений в их формах в процессе танца не видно.
Эх, птица-тройка! На прилагаемом снимке видно, казалось бы, столкновение двух галактик. На самом деле, как показало исследование в ИК‑диапазоне, это столкновение трех галактик. Чрезвычайно редкое явление.
Динозавр NGC 6872, размером вчетверо большим нашей Галактики, танцует с галактикой средней величины.
Или вот такой небесный хоровод в исполнении галактики «Колесо телеги».
А что мы видим на этом снимке над земным пейзажем? Слева на ночном небе — Малое Магелланово облако, справа — Большое Магелланово облако. Магеллановы облака, спутники нашей Галактики, словно, красуются друг перед другом.
«Галактики — это звездно-газовые системы с массами от миллионов до триллионов масс Солнца. Размерами до сотен тысяч световых лет. Образовываться они начали, судя по всему, через несколько сот миллионов лет после рождения Вселенной. Со временем давление в нейтральном водородно-гелиевом газе перестало сдерживать силы гравитации (гравитационная неустойчивость), сжимающие межзвездный газ в протогалактические облака.
Пространственные масштабы и формы обособляющихся таким образом газовых облаков существенно различались. Различались и моменты их импульса, следовательно, угловые скорости их вращения. В связи с чем, типы возникающих галактик оказались весьма разнообразными», — подытожил свой экскурс по необъятным просторам Вселенной профессор Александр Морозов.
Комментариев нет