Один из лучших музеев страны, про который вы и не знали
Дальневосточный художественный музей

Марианна Рапопорт, главный специалист Отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации АО «Газпром газораспределение Дальний Восток»

В самом историческом центре Хабаровска, неподалеку от набережной, расположен Дальневосточный художественный музей — настоящий центр европейской культуры в азиатской части страны и фигурант ряда почти детективных сюжетов, связанных с ценными произведениями живописи.

Располагается он в здании бывшего офицерского собрания — здания, которое с момента своего открытия в ноябре 1887 года стало центром притяжения интеллигенции. В особняке проводились спектакли и концерты, творческие вечера и выставки. После революции здесь находился театр музыкальной комедии, позже — крайсовпроф и концертный зал. В начале 90-х, после реконструкции, здание окончательно стало «храмом искусств»: к концертному залу филармонии присоединился Дальневосточный художественный музей.

Начало галерее положил еще в начале XX века генерал-губернатор Приамурья Н. И. Гродеков. Живописные произведения располагались в стенах Хабаровского краевого (краеведческого) музея. В далеком 1931 году художественная коллекция была перемещена в здание бывшей синагоги и обрела самостоятельную жизнь. «Костяк» собрания был сформирован из шедевров знаменитых музейных коллекций — Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изящных искусств, Музея фарфора, Исторического музея. Также музею были переданы более тысячи работ художника Василия Шешунова — ученика великих пейзажистов Шишкина и Куинджи, который много лет жил и работал в Уссурийске.

Сегодня музейное собрание является крупнейшим собранием искусств на российском Дальнем Востоке и насчитывает более 16 тысяч единиц хранения. Залы не могут вместить все многообразие экспонатов, потому посетителей пускают и в фонды — главный хранитель музея тщательно отбирает для таких экскурсий уникальные предметы, каждый раз новые.

Музей объединяет подлинные произведения русского и зарубежного изобразительного искусства, образцы творчества народов Дальнего Востока России. Здесь можно лицезреть воочию творения мастеров Возрождения и шедевры древнерусской и русской иконописи XV–XIX веков, прикладное искусство коренных народов и античную коллекцию ваз, сосудов из стекла, скульптуры и мелкой пластики, бытовые и ритуальные предметы. Также в экспозиции представлен мейсенский фарфор.

Пейзажи Айвазовского, Левитана, Куинджи, портреты кисти Тропинина, Маковского, Репина, Сурикова, передвижники, академисты и авангардисты — здесь поклонники любого направления в отечественном искусстве найдут то, что им интересно. Многие работы из собрания музея выставлялись в нашей стране и за рубежом, вошли в монографии, посвященные творчеству знаменитых русских мастеров: Кустодиева, Коровина, Кончаловского и других.

Ценителей европейского искусства ждет встреча с графикой Дюрера, Рембрандта, Калло, Веронезе, полотнами последователей фламандской и швабской школ, коллекцией старинного оружия. Жемчужины французской живописи — полотна Коро и Лоррена — не оставят равнодушными любителей пейзажа.

Амфора панафинейская

В музее хранятся прекрасные скульптуры, например, работа неизвестного французского мастера XIX века «Девочка под вуалью», покоряющая своей нежностью. Фигурка малышки выполнена в технике бисквита (неглазурованного фарфора) — материала, передающего шелковистый блеск младенческой кожи и невесомость вуали. Маленькая печальная девочка с закрытыми глазами замерла в изящной позе, ее лицо едва проступает сквозь тонкую ткань.

Неизвестный французский скульптор н. XIX в. Девочка под вуалью

А вот и детектив: история шедевра «Ревекка у колодца». В 1918 году некто Фейтельберг передал на хранение государству коллекцию старинных полотен европейской живописи, в числе которых была и эта картина. Невостребованные владельцем работы через несколько лет попали в музей изящных искусств (Музей изобразительных искусств имени Пушкина), а в 1931 году работа неизвестного автора, предположительно XVI века, была передана в Хабаровск.

Картина написана по библейскому сюжету. Авраам послал своего слугу на поиски невесты для любимого сына Исаака. У ворот города Нахора прекрасная юная Ревекка напоила не только слугу, но и весь караван верблюдов. Без ропота и не выказывая усталости девушка таскала кувшином воду из колодца. Слуга понял, что нашел наилучшую невесту для сына хозяина, и передал Ревекке дары — драгоценные украшения, именно этот момент и запечатлен на картине.

Высочайшие художественные качества работы — изящество композиции, точность и легкость рисунка, естественность, мастерски переданное световоздушное пространство, теплый колорит и сказочность сюжета — завораживали зрителей, несмотря на плачевное состояние старинного полотна. В 70-х годах пришло время для его реставрации, и специалисты московского реставрационного центра имени Грабаря точно определили: Венеция, 16 век. Однако мастер остался неизвестным.

Неизвестный автор. Ревекка у колодца

«Ревекка» вернулась в Хабаровск. Через много лет, при создании каталога экспонатов западноевропейской живописи, работники музея обратились в Эрмитаж, где провели комплекс искусствоведческих и технических экспертиз. Химический анализ холста и грунтовки подтвердил, что речь идет о середине XVI века. А рентгенограмма произведения и сравнение с эталоном дали окончательный ответ об авторстве. Мастер работал без подготовительного рисунка, оживлял персонажей непосредственно краской на полотне, из-за этого на холсте много передвижек. Узнаваемыми оказалась и техника нанесения мазка, и наклон кисти. Все это выявил рентген. «Ревекку» сравнили со многими эталонными рентгенограммами. Работники ДВХМ с помощью специалистов Эрмитажа связывались даже с Лондонской национальной галереей. Мнение экспертов было единым: в Хабаровске 70 лет инкогнито хранился подлинник Тициана! Официально об этом было объявлено в 2003 году. Всего в России находится 10 произведений великого венецианца, девять из них — в Эрмитаже.

Такая же захватывающая история связана с образцом испанской живописи. В том же 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Государственного Эрмитажа передана картина неизвестного художника «Портрет кавалера ордена Золотого Руна». Полотно покоряет утонченной манерой письма, декоративной живописностью, техническим совершенством, позволяющими считать его шедевром испанского портрета XVI века. Но кто же изображен на портрете, и кто его автор?

Только в начале двухтысячных эксперты Эрмитажа однозначно установили, что картина принадлежит кисти испанского живописца Алонсо Санчеса Коэльо, а значит, по исторической ценности не уступает подлиннику Тициана. Придворный живописец Филиппа II Алонсо Санчес Коэльо (ок. 1532–1588) — выдающийся портретист Испании XVI века, первый испанский мастер парадного портрета. Именно с изящной и изысканной живописи Санчеса Коэльо в Испании начался подъем портретного искусства, кульминацией которого стали шедевры Веласкеса.

Благодаря тщательным многолетним архивным поискам обрел свое имя и изображенный на портрете великого мастера кавалер ордена Золотого Руна. Дальневосточный художественный музей оказался хранителем бесценного и редчайшего произведения — «Портрета дона Хуана Австрийского».

Алонсо Санчес Коэльо. Портрет Хуана Австрийского

Сегодня музей является центром методической и просветительской работы, уделяет большое внимание популяризации творчества местных художников, проводит мастер-классы. В 2017 году Художественный музей стал площадкой для проекта Сбербанка и Пушкинского музея «Видеть невидимое» Произведения изобразительного искусства, благодаря технике многослойной печати и аудиогиду, были трансформированы в тактильные картины — форму, доступную людям с нарушениями зрения.

В арсенале учреждения есть виртуальные экскурсии, благодаря которым посетить музей можете и вы. Присоединяйтесь!

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
«Белая кость» русских народных промыслов
Вышитая карта России