Регионы
12.08.2023
Липецк
0

Металлурги и авиаторы
Липецк ко Дню Военно-воздушных сил

Татьяна Мирзоева, советник генерального директора по связям с общественностью «Газпром межрегионгаз Липецк»

Липецк традиционно считается городом металлургов: наличие крупнейшего не только в стране, но и мире, металлургического гиганта обязывает. Да и городом Липецк стал благодаря вниманию Петра Первого к сталелитейным традициям и возможностям нашего края 320 лет назад. Поэтому и отмечают День города и День металлурга у нас вместе.

Но есть у Липецка еще один «профессиональный» праздник — День Военно-воздушного флота. История липецкой авиации насчитывает чуть более 100 лет и в ней немало доблестных страниц. А имена наших героев-летчиков знают далеко за пределами нашей страны.

«Илья Муромец», «птенцы Геринга» и советские военлеты

Первый раз липчане увидели самолет 20 мая 1912 года. Тогда с городского ипподрома после бегов в липецкое небо на аэроплане «Блерио» поднялся знаменитый летчик Борис Росинский. Один из репортеров рассказывал, что самолет поднялся на высоту 100 саженей, сделал большой круг около версты диаметром и благополучно приземлился на ипподроме. Зрелище продолжалось три минуты.

С 1916 года в городе действовали Липецкие аэропланные мастерские, а с ноября 1918 года здесь создается основная база эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец».

Бомбардировщик Илья Муромец

В 1925 году в Липецке появляется Высшая Немецкая авиационная школа, готовившая летные кадры для рейхсвера (1925–1933 годы). Учились немцы под чужими фамилиями и документами, ходили даже слухи о недолгом пребывании в городе будущего рейхсмаршала, главнокомандующего ВВС Германии и «наци №2» Германа Геринга. Однако доказательств этого никто не нашел. Но легенда осталась и породила еще один миф — якобы, Липецк не бомбили во время Великой Отечественной войны из-за «теплых» ностальгических чувств высшего немецкого руководства.

В 1933 году в городе открылась уже Высшая летно-техническая школа военно-воздушных сил, где готовили советских военлетов. В годы Великой Отечественной войны с Липецкого и близлежащих аэродромов совершались боевые вылеты авиации.

Военлеты Высшей летно-технической школа военно-воздушных сил, 1930-е

Липецкий авиацентр и его герои

Истории современной липецкой авиации, реактивной и сверхзвуковой, — ровно 70 лет. 4‑й Государственный ордена Ленина Краснознаменный Центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени Валерия Чкалова был сформирован апреля 1953 года в Тамбове. В 1954 году переведен в Воронеж, а в 1960 передислоцирован в Липецк.

В советское время переподготовку в авиацентре прошли около 50 тысяч летчиков и 28 членов отряда космонавтов. До недавнего времени ни один воздушный парад в Москве не проходил без липецкой пилотажной группы «Соколы России». Именно в липецком небе мастерству воздушных боев на самых современных «сушках» и «мигах» продолжают учиться асы со всей страны. Выполняют свой воинский долг липецкие летчики и сегодня.

Пилотажная группа Соколы России

Немало в истории авиацентра героических и трагических страниц. Липчане помнят и чтут имена своих летчиков, самоотверженность которых — синоним подвига.

В 1968 году летчик Сергей Шерстобитов и штурман Леонтий Кривенков после того, как на их самолете отказали двигатели, отвели машину от густонаселенных районов города. Машина упала в Каменном Логу. Оба пилота погибли, ценой своей жизни спасая мирных людей.

Погибшим лётчикам липецкого авиацентра С. М. Шерстобитову и Л. А. Кривенкову

В 1987 году летчики авиацентра Евгений Захаров и Владимир Новоселов повторили этот подвиг. В тот момент, когда они находились над селом Колыбельское в Чаплыгинском районе, их МиГ‑23УБ потерял управляемость. Самолет, согласно выводам комиссии, мог упасть на сельскую больницу. Пилоты отвели машину, не успев катапультироваться.

В 1992 году, спасая людей на земле, погиб начальник Липецкого авиацентра Суламбек Осканов. Он увел падающий самолет от села Хворостянка Добринского района и на скорости 900 км/ч врезался в землю на окраине деревни Казельки. Осканов стал первым, кому присвоили звание «Герой России». Его помнят и чтят и в Липецке, и в Ингушетии, откуда он родом.

Еще одно имя — Олега Пешкова — известно далеко за пределами нашей страны. С Липецком героя-летчика связывает работа в авиацентре. Он возглавлял службу безопасности полетов, отсюда отправился в командировку в Сирию, откуда уже не вернулся. Его самолет был сбит турецким истребителем, а на земле катапультировавшегося пилота расстреляли боевики.

Захоронение Олега Пешкова

Личный пилот Путина и основатель «Соколов России»

Три года, с 2012 по 2015, возглавлял Липецкий авиацентр боевой летчик, которого однажды назвали «личным пилотом Путина». В 2000 году Александр Харчевский обеспечил перелет на самолете Су‑27 исполняющего обязанности Президента РФ Владимира Владимировича Путина из Краснодара в Грозный и обратно. С 2006 года был командиром пилотажной группы «Соколы России», в воздушной части парада на Красной площади 9 мая 2008 года лично пилотировал истребитель-бомбардировщик Су‑34.

Александр Харчевский

Его преемником стал генерал-лейтенант Юрий Сушков. Он — один из основателей пилотажной группы «Соколы России». Имеет звание «Военный летчик-снайпер», прошел Афганистан.

Еще два липецких летчика получили звания Героев России за спецоперацию в августе 2008 года в Южной Осетии. Олег Сторожук и Владимир Богодухов сегодня активно участвуют в политической и общественной жизни области.

Космонавт №2 и полеты на орбиту

Липецк можно назвать и городом космонавтов. Для этого есть веская причина. Командиры и бортинженеры «Востоков», «Восходов», «Союзов» набирались в отряд космонавтов, в основном, из военных летчиков. И очень многие из них проходили подготовку в Липецком авиацентре, как до полетов на орбиту Земли, так и после них. Всего 28 человек.

Космонавт №2 Герман Титов переучивался в Липецком авиацентре на самолет МиГ‑21 в 1966 году, затем летал в Липецке в 1968 и 1975 годах. В отличие от гагаринского единственного витка вокруг Земли орбитальный полет Титова 6‑7 августа 1961 года длился более суток.

Герман Титов

Алексей Леонов готовился к полету на Луну. Переучивался в Липецком авиацентре в 1968 году на новые модели истребителей и в 1971 году на управление вертолетом Ми‑8, так как система лунного спускаемого аппарата была схожа с вертолетной. Совершил два полета в космос. На «Восходе-2», в марте 1965 года, первым в истории человечества осуществил выход в открытый космос.

Площади, улицы и микрорайоны

О славной авиационной истории в городе напоминают названия улиц, площадей и целых микрорайонов. На месте аэродрома, куда приземлялись первые «Ильи Муромцы» и где впоследствии были размещены первые здания авиашколы, теперь расположен Дворец спорта «Звездный». Эта часть города, в самом деле, более космическая. Улицы Космонавтов, Гагарина, Терешковой, Филипченко (космонавт, проходивший переподготовку в Липецке), улица Звездная. Рядом площадь Авиаторов, где стоит памятник всем липецким летчикам. Улица Водопьянова носит имя знаменитого летчика, спасшего в далеком 1933 году челюскинцев. Родом он из села под Липецком. Новый жилой микрорайон здесь также получил название «Звездный».

 

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также