Регионы
09.06.2022
Ростовская область
0

Казачество: традиции, отвага и преданность Родине
Год культурного наследия народов России

Ирина Сидоренко, ведущий специалист отдела по связям с общественностью и СМИ
ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону»

Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Именно здесь зародился и развивался этнос на протяжении веков. Октябрьская революция и Гражданская война нанесли сильнейший удар по казачеству. Дон был одним из центров Белого движения и стал местом кровопролитных боев. Многие представители этой национальности оказались в эмиграции, подверглись репрессиям и высылкам. Однако в конце прошлого века начался процесс возрождения Донского казачества.

Продолжая лучшие традиции казачьей службы Отечеству, казаки, в число которых входил мой отец Сидоренко Игорь Николаевич, по мере своих сил возрождали быт и культуру своей национальности. В конец 80‑х мы с семьей жили в Зимовниковском районе. Я училась в начальных классах. Отчетливо помню своего отца, директора нашей средней школы. В казачьей гимнастерке он ехал по центральной улице села на бронетранспортере со своими друзьями- соратниками. Помню, как они наводили порядки в нашем селе, не давали местным хулиганам бесчинствовать, помогали в организации и обеспечении общественного правопорядка.

В начале 90‑х годов мы переехали в город Волгодонск. 16 июня 1990 года после 70-летнего перерыва в Волгодонске собрались казаки хуторов и станиц Первого донского округа на свой Большой круг, в числе которых был мой отец. Тогда они решили, что первоочередно нужно возродить кадетские казачьи училища. Уже через два года огромными стараниями и усилиями моего отца в Волгодонске открылось казачье кадетское профессиональное училище, где он стал директором.

Ох, и любил своих кадетов наш отец! Дети из неполных семей получали профессии токаря, сварщика строителя, рыбака прибрежного лова и другие. Помимо профессий казачатам прививался патриотизм, чувство военного долга перед нашей страной и ответственности перед старшими. Даже сильная болезнь не сломила дух моего отца, он до последнего не покидал стены своего детища, кадетского училища.

Отчетливо помню перепись населения в 2002 году. Тогда в графе национальность папа с гордостью указал — казак, а у меня, сестры и мамы — казачка. а потом шутил: казачьему роду нет переводу!

Для меня слово казачество, в лице моего отца, предстало исключительно в свете отваги и добра, помощи близким и людям в целом, патриотизма и преданности своей Родине. Отец, являясь в прошлом учителем истории, твердил мне: мы обязаны знать и чтить нашу историю, наши корни, помнить наших прапрадедов! Он досконально изучал казачью культуру, традиции и фольклор.

«Казаки по свету вольными зовутся,
Казаки от Дона до Урал-реки.
И Кубань и Терек — все в одно сольются
Под свои знамена и полки!
Их мечта о воле им дает и волю.
И решимость — в силе до конца страдать.
А коль долг военный им падет на долю,
С доблестью сражаться, с честью умирать.
Лишь была б надежда, что пройдут невзгоды,
Да видать бы степи у родной реки.
Так растут по свету строевые взводы,
И без шума к бою строятся полки».

Сколько добра отец делал людям, сколько пользы он принес обществу! Мой отец имел офицерский чин войскового старшины, был настоящим казаком! И я с гордостью говорю, что казачка, продолжая нести духовное наследие благими делами, верой в свой народ, в свою страну. «Люби Россию, ибо она Мать твоя, и ничто не заменит тебе ее! Люби Дон Батюшку, ибо он колыбель твоей свободы!»


О происхождении Казаков 

Сегодня в науке, как и в обществе в целом, существуют две противоположные точки зрения на происхождения казачества. Одна из них, сложившаяся уже в советское время, видит истоки казачества в беглых «искателях воли», главным образом, крестьянах. Бежав из русских земель в Степь (Дикое поле), они к середине XVI века составили особую общность людей — «казачество». Само существование казачества регулярно поддерживал приток новых пришельцев из Центральной и Западной России. Приверженцы этой теории считают казаков бесспорно русскими или украинцами по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги).

Сторонники второй теории видят в казаках особый этнос. По их мнению, казаки возникли благодаря смешению туранских, скифских, меотских, аланских и других племен, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков дает возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей и изолированность от остального русского населения.

В рамках второй теории можно считать, что «протоказачество» формировалось с участием разных народов. К их числу относятся славянские обитатели хазарских степей и лесостепей. В ХI–XII веках это было славяно-русское население Тмутараканского княжества. К началу XIII века реальной военной и политической силой в Южной и Восточной Руси становятся половцы. Историк А. Гордеев, исследуя вопросы происхождения казачества, указывает на тесные связи русских и половцев при несении службы по охране границ и исполнении ямской повинности. Следуя его логике, можно предположить, что казачество возникло как итог взаимной ассимиляции русских и половцев. Л. Гумилев связывает этногенез терских казаков с хазарами-христианами, а казачество в общем воспринимал как крестившихся половцев. Историк В. Татищев считал казаков предками кавказских черкесов.

Решить сложный исторический вопрос, по крайней мере на Дону, удалось благодаря исследованию лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра, под руководством профессора Елены Балановской. Была организована экспедиция в станицы и хутора верхнего Дона, где собрали генетический материал 131 мужчины, предки которых имели доказанное казачье происхождение. Все индивидуумы не состояли между собой в родстве.

В процессе работы ученые изучили генетику казаков и сравнили их с соседними популяциями, которые по данным историков могли иметь отношение к их становлению.

Исследование показало, что генетически донские казаки сходны с населением Южных областей России и Украины. Население северных регионов России практически не принимало участия в формировании донских казаков. Самые большие потоки переселения шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей.

Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон. Народы Кавказа и Дикого поля повлияли на культурное и социальное развитие казачьего общества, однако в целом казачий генофонд сегодня неотличим от восточных славян.

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Воплощенная в бронзе история России
Под сенью сакуры в цвету
Больше чем танец
11 декабря – Международный день танго
8 вопросов и ответов о монголо-татарском иге