Истории
13.05.2022

Формула-1, 1950
Как все начиналось

13 мая 1950 года состоялась дебютная гонка первого чемпионата мира в классе Формула-1. Гоночная серия стартовала на трассе Сильверстоун в Англии, которая была построена на месте аэродрома для британских бомбардировщиков. Началась новая эпоха автоспорта.

На старте

Этапы чемпионата мира проводились с 13 мая по 3 сентября 1950 года. В этапах участвовали 16 команд, из которых 5 были заводскими и 11 независимыми. Соревнования состояли из шести европейских Гран-при и одной американской гонки «Индианаполис 500». В чемпионате принимали участие болиды определенной мощности. На машинах был установлен двигатель объемом 1,5 литра с наддувом, либо 4,5 литра без наддува.

Заявку на участие в первой гонке подали 23 пилота, в распоряжении которых были машины пяти марок: итальянские Alfa Romeo и Maserati, французские Talbot-Lago и британские ERA и Alta. Ferrari и вовсе решили не участвовать в дебютной гонке мирового первенства. Явными фаворитами считались представители Alfa Romeo.

Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео»

В первой гонке пилоты преодолели 70 кругов, а продлилась она 2 часа 15 минут. Все три места на подиуме заняла команда Alfa Romeo с еще довоенной «158‑й» моделью. Победителем этапа стал Джузеппе Фарина. Фарина лишь ненамного опередил своего партнера по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие семь лет пять раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился одним из величайших гонщиков Формулы-1 и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.

Награждение Джузеппе Фарина

Стоит отметить, что история «королевских гонок» (как неофициально величают Формулу-1) к моменту открытия чемпионата мира насчитывала уже почти полвека, а с 1900 года на постоянной основе проводились состязания за Международный кубок — прообраз современных гран-при.

В 1906 году автомобильным клубом Франции (CAF) была организована гонка, получившая название Гран-при. Она проходила в июне на 105-километровой трассе города Ле-Ман. 32 участника соревнования представляли 12 различных автопроизводителей. Победил здесь венгерский автогонщик Ференц Сис, чей «Рено» преодолел расстояние 1 260 км.

Старт первой гонки в классе Формула-1

Вскоре подобные соревнования стали проходить почти в каждой стране. Они не имели статуса официального чемпионата и везде проходили по разным правилам. Общим было то, что всех гонщиков сопровождал механик. Ремонтировать или настраивать автомобиль разрешалось только таким механикам и самим водителям. Интересно, что ключевым фактором успеха команды Renault в подобных гонках стало использование съемных колес, разработанных компанией Michelin. Их можно было менять, не разбирая автомобиль.

Работа механиков на пит-стопе

Первый специализированный гоночный трек «Бруклендс» был сооружен в 1907 году в Вейбридже, Великобритания. Американский автодром «Индианаполис Мотор Спидвей» впервые использовали по назначению в 1909 году, а в 1922‑м открылся автодром «Монца» в Италии.

Первый Чемпионат мира по автогонкам был проведен в 1925 году. Он состоял из четырех гонок: «Индианаполис 500», Гран-при Европы, Франции и Италии. Это был чемпионат производителей автомобилей, гонщикам призы не присуждались. В 1933 году на Гран-при Монако впервые в истории спорта порядок старта был определен результатами квалификации. Все соревнующиеся машины были окрашены в национальные цвета.

Гонки по улицам Монте-Карло

Сразу после Второй мировой войны в категории Гран-при проходили всего четыре гонки. Правила для Чемпионата мира уже были созданы, но потребовалось еще несколько лет, прежде чем в 1947 году прежняя Ассоциация AIACR была реорганизована и переименована в Международную автомобильную федерацию (FIA).

В конце 1949 года в Париже было объявлено, что в 1950 году гонки будут объединены в Чемпионат мира среди гонщиков Гран‑при Формула‑1. Была разработана система подсчета очков, семь гонок были признаны соответствующими требованиям чемпионата.

Для справки:

Чемпионат мира Формулы–1 проводится каждый год. Он состоит из этапов, называемых Гран-при, число которых варьируется от 17 до 22 от года к году. В Формуле 1 есть два зачета: личный зачет среди пилотов и Кубок конструкторов для команд. Конструктор получает за каждую гонку все очки, набранные обоими ее пилотами. В конце сезона производится подсчет очков и выявляются победители в обеих номинациях. На Гран-при от одной команды могут выступать два пилота. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для нее очки, до четырех пилотов. Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта. Команды, участвующие в Формуле 1, используют в гонках болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Так постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведет к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Газовые фонари Таганрога
С нами Бог
и Андреевский флаг!
25 июля – День Военно-Морского Флота России
Командир расчета пулеметной роты Петр Плюсов
«Газпром межрегионгаз» и правительство Тверской области обсудили ключевые вопросы сотрудничества по газификации