0

Автомобили… на дровах?!
Когда они появились и почему перестали выпускаться

В ранних двигателях внутреннего сгорания в качестве топлива чаще использовался не бензин, а газ. Природный газ в XIX веке еще не добывали, но умели получать газообразное топливо из каменного угля, древесины, торфа. Для этого исходное сырье надо было нагревать без доступа кислорода в специальном устройстве — газогенераторе.

Такие двигатели стояли в том числе и на самых первых автомобилях, так что они в буквальном смысле ездили на дровах и угле. Начиная с 1880-х годов, бензиновые моторы начали обгонять газовые по популярности: все-таки пользоваться жидким топливом оказалось удобнее.

Интерес к газовым двигателям и газовым автомобилям возрождался каждый раз, когда начинались перебои с поставками нефти и нефтепродуктов. В период Первой мировой войны с дефицитом бензина столкнулись многие страны. Во Франции автотранспорт начали массово переводить на газовое топливо в 1914 году. Началось серийное производство газогенераторных автомобилей.

Автомобиль Mercedes-Benz 170 VG с газогенераторной установкой, 1935 г.

Именно Франция в первой половине XX века стала лидером в этой области. После окончания Первой мировой войны здесь регулярно проводились испытания и автопробеги таких машин. Конструкции газогенераторов постоянно совершенствовались.

В 1938 году в странах Западной Европы насчитывалось около 9 тысяч газогенераторных автомобилей. А к 1941 году их количество выросло почти в 50 раз. Во время Второй мировой войны нефть снова нужно было экономить, и газогенераторные автомобили вновь оказались востребованы.

Газогенераторные автомобили в России и СССР

В России первые разработки в области газогенераторного транспорта относятся к 1915 году, когда газовый двигатель был установлен на автомобиль «Руссо-Балт С24-40».

В СССР первые конструкции газогенераторов для автомобилей появились в 1920-х годах. В начале 1920-х профессор В.С. Наумов построил установку «У-1» с прямым процессом газификации и испытал ее на итальянском грузовом автомобиле FIAT-15 Ter — эта техника поставлялась в Россию в период Первой мировой войны.

1 мая 1931 года в праздничной демонстрации в Москве принял участие первый опытный образец колесного трактора СТЗ 15/30 с газогенератором конструкции инженера Жукова, сотрудника Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения.

Массовый «газген» ГАЗ-42

Первые газовые генераторы для советских легковых автомобилей были созданы инженерами А.И. Пельтцером и И.С. Мезиным. В газогенераторе нагревались деревянные чурки, в результате чего вырабатывался горючий газ. Он последовательно проходил через фильтры грубой и тонкой очистки, далее смешивался с воздухом в смесителе и поступал в цилиндры двигателя, где воспламенялся, заставляя двигаться поршень.

Газогенераторы ставились на часть моделей машин, производимых первыми советскими автозаводами — Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ) и заводом имени Сталина (ЗИС). Это ЗИС-5, ГАЗ-А, ГАЗ-М1, ЗИС-13, ЗИС-21, ГАЗ-42 и УралЗИС-352. В 1931 году был объявлен всесоюзный конкурс на тракторную газогенераторную установку. Победителем была признана конструкция «Пионер Д-7» инженера С.И. Декаленкова, ее стали устанавливать на гусеничные тракторы «Коммунар 50» и ЧТЗ 60 «Сталинец», выпускавшиеся на Челябинском и Харьковском тракторных заводах.

Автомобиль — участник газогенераторного автопробега

В 1934 году был проведен первый испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Москва. В 1936 году советское правительство принимает решение о массовом производстве газогенераторных автомобилей. В 1938 году газогенераторный легковой автомобиль ГАЗ-М1 смог разогнаться до 60,96 км/ч — это был рекорд для машин, работающих на газе.

Во время Великой Отечественной войны основной объем нефтепродуктов направлялся в действующую армию. А в тылу широко использовались именно газогенераторные машины. Всего в 1945 году в СССР эксплуатировалось около 200 тысяч газогенераторных автомобилей, тракторов, речных судов и другой техники.

После войны производство газогенераторных грузовиков в СССР продолжилось на Уральском автомобильном заводе в Миассе. Последние 660 машин УралЗИС-352 выпущены в 1956 году. Рост добычи нефти и природного газа в стране сделал газогенераторную технику неактуальной.

Новая жизнь газового автотранспорта

Интерес к использованию газа на транспорте возрос в 70-80-х годах XX века: сказались периодические нефтяные кризисы, стремление снизить вредное воздействие на окружающую среду и экономить ресурсы. Но это был уже другой газ — природный, добываемый из недр Земли. Газогенераторные автомобили на дровах ушли в прошлое.

Газовых автомобилей по-прежнему заметно меньше, чем бензиновых, однако их доля постоянно растет. В 1980 году во всем мире на природном газе работало около 400 тысяч автомобилей. К началу XXI века их число перевалило за миллион, а сегодня достигает 30 миллионов.

В России газ в качестве топлива используют около 285 тысяч автомобилей. Цена газа на заправке заметно ниже бензина и дизельного топлива. Его использование позволяет автовладельцам снизить расходы на топливо в 2,5–3 раза.

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также