О пребывании императора на чувашской земле свидетельствует выписка из «Походного журнала 1722 года»: «Июня 1‑го. Вполдни приехали к Чебоксарам, где переменив гребцов, пошли в путь, а Его Величество в том городе был у некоторого посацкого человека с четверть часа; и, не доехав до пристани Новой Волшки, ночевали у берегу за великою погодою, а поутру к оной пришли, где обрели и судно Его Величества».
В мае 1722 года Петр I, в сопровождении жены Екатерины I и свиты, отправился из Москвы по Оке и Волге в Астрахань. Для царского путешествия в Коломне специально была построена галера, «да верейка, да полубаржа». Два последних судна были обтянуты красным сукном и зеленой тафтой с желтыми шнурами. Галера имела каюты на корме и по 18 весел на носу; над скамьями палубы был устроен тент из частой сетки.
Цель императорского путешествия — организация Персидского похода (1722–1723 гг.), предпринятом для обеспечения торговых интересов России на Каспийском море и сдерживания турецкой экспансии в Закавказье. Подготовка к сражению началась заранее. Пехота, принимавшая участие в Северной войне, была переброшена из Финляндии в приволжские города, где в спешном порядке велось строительство военных и грузовых кораблей. Петр решил осмотреть свой флот. Только в Казанском адмиралтействе было построено около 200 транспортных кораблей, которые были укомплектованы 6 тысячами матросов.
Для ускорения плавания по всему пути были приготовлены переменные команды гребцов из крестьян. В Чебоксарах, где произошла смена гребцов, Петр I сошел на берег и посетил дом местного купца Игумнова, с которым беседовал около 15 минут. Вероятно, как и в других городах, его встречали под звон колоколов, пальбу из пушек и восторженные крики собравшегося народа.
С тех самых пор жива сказка о добром и справедливом царе, в ней красочно изложено историческое событие трехсотлетней давности.
Захотелось царю Петру узнать, как живут его подданные. В сопровождении свиты поехал по своему царству-государству. Рано ли, поздно ли приехал царь в одну чувашскую деревню и решил в ней заночевать. Деревня была большой. Стали выбирать дом, куда бы можно было попроситься на ночлег. Богачи отказали, и только бедняк Иван согласился приютить странника. Стал спрашивать хозяев про житье-бытье.
— Живем небогато, — отвечает Иван. — Лошади у нас нет, приходится старосте кланяться, а он потом за лошадь половину урожая себе забирает. Семья — не маленькая, детишками бог не обидел, и хлеба до нового урожая никогда не хватает. Вот и сейчас сидим без хлеба, на одной картошке. Уж не обессудьте, угощать больше нечем.
После ужина легли спать. Бедный Иван отдает царю свою кровать, а сам ложится на голом полу. Царь Петр засыпает, но через какое-то время пробуждается, заслышав женский стон. «Что-то случилось, — думает царь. Но тут раздался крик ребенка. «Нет, не хворая у Ивана жена, — понял царь, — у нее родился ребенок».
Утром царь Петр спрашивает Ивана:
— Ночью мне послышался крик ребенка, уж не жена ли родила?
— Да, жена была в положении, а ночью разрешилась сыном, — отвечает Иван.
— Тогда давай окрестим его, — предлагает царь. — Сходи к батюшке, позови его сюда, — и с этими словами протягивает Ивану золотой пятирублевик.
Иван приходит к батюшке:
— у меня ночью родился сын и надо бы окрестить его. У меня остановился барин, и мы хотим окрестить ребенка, пока барин не уехал.
— На крещение нужны деньги, — говорит батюшка. Крестьянин тут же протягивает батюшке золотой пятирублевик.
— Вот, возьми.
— я по осени кропил твой двор святой водой, ты мне за это ничего не заплатил, — говорит батюшка. — Весной ходили с крестным ходом — и за это не было заплачено. Так что этим пятирублевиком ты только-только рассчитался со мной за прежние долги.
Огорченный Иван ни с чем возвратился домой. Царь, завидев его, спрашивает:
— Что случилось, Иван? Что ты так низко голову опустил? Иван отвечает:
— Батюшка не хочет крестить, говорит, что у меня много накопилось старых долгов, так что твои деньги он забрал на их уплату.
Тогда царь протягивает Ивану золотой червонец:
— Позови его еще раз, и пусть приходит и матушка — кумой будет.
Иван опять идет к попу, отдает ему червонец:
— Барин просит прийти и матушку, говорит, кумой будет. Получив червонец, поп уже не заставил себя долго ждать.
Пошла с ним и матушка. Правда, большой охоты стать кумой бедняка у нее не было, пошла она скорее из женского любопытства: на барина хотелось посмотреть.
Пришли они в дом Ивана, царь Петр говорит:
— я буду крестным отцом, а ты, матушка, — крестной матерью.
Окрестили младенца. Поп с матушкой домой пошли, а царь Петр на прощанье говорит Ивану:
— Давай, кум Иван, вот так сделаем. Приезжай-ка ко мне в Петербург и привези сто пар лаптей. Как приедешь, тебя могут остановить: куда, мол, мужик, идешь. а ты отвечай: иду, мол, к куму Петру. Тебя и приведут ко мне. а лапти в Петербурге продавай так: первая пара — десять рублей золотом, вторая — двадцать, третья — тридцать, так и дальше. а привези, как я уже сказал, сто пар.
Иван наплел сто пар лаптей и отправился со своим товаром в город Петербург. Начал продавать лапти, как и наказывал ему кум Петр. Царь же на ту пору повелел устроить во дворце бал и сказал, чтобы все танцевали на том балу только в лаптях. Купцы, министры, генералы — все кинулись лапти покупать. Приходят на один базар — нет лаптей, приходят на второй — что за напасть такая — тоже нет, как не бывало. И тут-то как раз встречают крестьянина с возом лаптей. Обрадовались, опрашивают:
— Сколь стоят твои лапти, мужичок?
— Десять рублей золотом, — отвечает крестьянин.
— Дороговато, да что поделаешь: в царский дворец без лаптей не пустят. Купил один, подходит другой:
— Сколько стоят лапотки, любезный?
— Двадцать рублей золотом.
— Ого! Ого — то «ого», а поди, ослушайся царского приказа; надо брать, пока мужик дороже не запросил.
А мужичок и впрямь за третью пару взял тридцать рублей, за четвертую — сорок, а за пятую уже и все пятьдесят. Надо хватать, пока сто или двести не заломил!
Так Иван и расторговал весь свой липовый товар, набавляя по червонцу за каждую новую пару.
Только расторговался — к нему подходит полицейский:
— Эй, мужик, зачем в Петербург пожаловал?
— я приехал к куму Петру, — отвечает Иван и подает полицейскому записку, которую ему когда-то оставил кум.
В записке было написано: «Кто встретит человека по имени Иван, разыскивающего кума Петра, должен немедленно привести его к царю Петру». И когда полицейский ту записку прочитал, то сказал:
— Я, пожалуй, знаю твоего кума, так что пойдем, прямо к нему и отведу.
Привели Ивана к царю. Тот его сразу узнал:
— Здравствуй, кум Иван. Приехал?
— Приехал, — отвечает Иван.
— Сходи-ка с дороги в баню, — предложил царь, — там тебя постригут, бороду сбреют, приоденут и приведут ко мне.
Ивана вымыли, постригли, побрили, приодели — глядит мужик сам на себя в зеркало и себя не узнает.
Царь Петр берет его с собой на бал, чтобы Иван посмотрел, как министры да генералы со своими женами в его лаптях танцевать будут. Хорошо у них получалось, будто весь свой век они в этой обувке ходили!
А наутро царь Петр дает Ивану богатую кибитку и говорит:
— Деньги у тебя теперь есть, поезжай домой и построй хороший дом, чтобы было куда положить гостя, если он попросится ночевать.
Прикатил Иван в свою деревню на тройке с колокольчиком, привез с собой сундук золота. Все ахают, дивуются, а деревенские богачи от зависти аж позеленели.
— Откуда у тебя, Иван, столько золота? — спрашивают они с любопытством.
— а я сто пар лаптей свез в Петербург да продал, — отвечает Иван. — в Петербурге за лапти платят чистым золотом.
Богатеи — сразу же домой, и давай тормошить своих жен: готовьте лыки, будем плести лапти и чем больше, тем лучше.
Наплели лаптей — чуть ли не всю Россию можно обуть, и повезли в Петербург. Однако же лапти у них почему-то никто не покупает, а если и купят, так платят не больше копейки. Какое уж там золото, ладно бы дорогу оправдать!
Возвращаются лаптежники в свою деревню, и ну Ивана проклинать-ругать на чем свет стоит. Да ладно бы только ругали, украли лошадей, украли и сундук с золотом. Опять Иван пришел в прежнюю бедность.
Что делать бедному мужику, как из нужды выбиться? Едет он опять к царю Петру, рассказывает о своем житье-бытье. Тогда царь ему говорит:
— Переезжай всей семьей сюда, найдем для тебя здесь дом. Крестьянин съездил в деревню, забрал жену с детишками, вернулся в Петербург к куму Петру и жил недалеко от него до самой своей смерти. И по сей день на берегу Невы стоит небольшой домик. В этом доме жил Петр Первый, когда будущая столица русского государства еще только начинала строиться. Рядом с жилищем царя виден домик поменьше. Говорят, чуваш Иван жил именно в этом доме.
Комментариев нет