Еще на заре развития человечества люди изготавливали из костей животных иглы, гребни, наконечники для стрел, скребки, сакральные предметы и ювелирные украшения. Они умели не только тонко обрабатывать материал, но и украшать его затейливыми орнаментами. В музеях мира хранятся изящные костяные поделки Минойской цивилизации, которая существовала на Крите в 2700–1400 годы до н. э.
Белый цвет и благородный блеск кости всегда сравнивали с чистотой и светом. Украшения из кости считались показателем высокого статуса и материального достатка владельца. Именно поэтому они пользовались большой любовью у знати и в религиозном искусстве.
В России народные промыслы по кости появились в Средние века. Первым оплотом резьбы по кости стал Новгород. В XII–XV веках из влиятельного центра торговли и искусства — Новгородской республики новое ремесло распространилось на Север и в другие русские земли. Российская техника резьбы по кости сложилась в XVII–XVIII веках. Это было связано со множеством частных светских заказов на выразительную мелкую пластику.
Русские цари почитали это старинное искусство. Еще в допетровские времена лучших резчиков из провинции охотно приглашали в Москву, а после реформ Петра I мастера стали приезжать и в новую столицу — Санкт-Петербург. Любопытно, что самые искусные резчики по кости получали гонорары больше, чем ювелиры.
Императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Федоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.
Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.
Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, «Диплом золотой медали» всемирной выставки в Париже 1937 года привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.
В Спас-Клепиковском районе Рязанской области археологи обнаружили флейты, сделанные из костей птиц в IV–III тысячелетии до н. э. Считается, что это были музыкальные инструменты или охотничьи манки.
В Византии из кости вырезали дорогие иконы. Благодаря белому цвету они имели огромное символическое значение. В византийской хронике ХII века рассказывается об искусном резчике «из руссов». Мастер обладал таким талантом, что богатые заказчики из Константинополя сравнивали его с легендарным художником и инженером из древнегреческих мифов — Дедалом.
Сейчас для резьбы запрещено применять бивни слонов и усы китов, поэтому резчики пользуются ископаемыми бивнями мамонта, костью и рогами животных.
Уникальной особенностью российских промыслов по кости всегда было то, что резчики имели доступ не только к животной, но и ископаемой кости — бивню мамонта. Огромные млекопитающие в изобилии водились на территории нашей страны до начала современной геологический эпохи. В долинах рек и на Севере до сих пор можно найти древние бивни, хотя количество ископаемого сырья, конечно, резко сокращается.
В наши дни резьба по кости занимает весомую долю рынка народных художественных промыслов России. Традиции сохраняются в разных регионах страны. Костяные поделки любят местные жители и охотно разбирают на сувениры туристы.
Технические приемы обработки сырья сложились очень давно и не меняются до сих пор. Самую простую в исполнении гладкую резьбу применяют для миниатюрных фигурок животных, людей и амулетов. Мастер наносит на кость рисунок, формирует углубления, а потом оформляет их для большей выразительности краской. Сложные поделки и скульптурные композиции изготавливают в технике объемной резьбы. Для создания самых красивых шкатулок мастера применяют технику сквозной резьбы, которую также называют резьбой по кости в проем.
За несколько веков в России появилось несколько самобытных косторезных промыслов.
Холмогорская резьба. Тонкая витиеватая резьба в проем, которая похожа на морозный узор на окнах.
Сардаана. Ажурная резьба Якутии с геометрическим орнаментом в виде косой сетки и миниатюрные скульптуры.
Тобольская резная кость. Миниатюрные поделки, которые рассказывают о жизни и быте народов Севера.
Чукотская резьба по кости. Поделки из клыков моржа, простые и лаконичные в исполнении.
Хотьковская резная кость. Образы живой природы, основные изделия — женские украшения и шкатулки с растительным орнаментом.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.
Традиции резьбы по кости зародились в архангельском селе Холмогоры. Чуть позже секретами ремесла овладели в соседнем селе Ломоносово. В 1930‑е годы здесь была создана школа косторезного искусства, которая переросла в творческое объединение «Холмогорская резьба по кости».
В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки.
Резчиков вдохновляет суровая природа Архангельского края. Они делают ажурные украшения, кубки, шахматы, вазы и ларцы с силуэтами, объемными изображениями и искусно вырезанными растительными орнаментами. Виртуозная сквозная резьба выглядит так легко и воздушно, что от великолепных поделок невозможно отвести взгляд.
Резчики из Республики Саха занимались обработкой по кости с незапамятных времен. Изделия якутских косторезов XVIII века — ларцы-теремки, подчасник и гребень хранятся в Государственном Историческом музее. Во второй половине XIX века получили распространение небольшие фигурки из мамонтовой кости.
В 1945 году в Якутске было открыто училище, где стали обучать художественной резьбе по оленьей кости и рогу, а в 1968 году появилось объединение народных художественных промыслов. Фабрика «Сардаана» была названа в честь одного из самых красивых якутских цветов — разновидности лилии даурской.
Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в Пегтымельских петроглифах и ритуальных рисунках на дереве. Для начала XX века на Чукотке характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
В 1930‑е годы промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежневе. В 1931 году в Уэлене создается стационарная косторезная мастерская, а в 1932 году появляется сразу пять косторезных артелей.
Созданные в 1920–1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930‑е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. В 1960–1980‑е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.
В последние годы чукотские резчики стали создавать скульптуры из скелетных костей морских млекопитающих, сохраняя отличительные черты местных традиций. Гравировка на клыке моржа рассчитана на внимательное рассматривание, гравировка на ребрах кита смотрится целиком из определенной точки. Чукотская резная кость преображается, и находит новые композиционные решения.
Небольшой подмосковный город Хотьково дал название самобытному косторезному промыслу. Традиции обработки кости в этих местах появились в XV–XVII веках благодаря резчикам из Троице-Сергиевского монастыря. В 1947 году в Хотьково была создана артель «Народное искусство», которая потом превратилась в фабрику.
В отличие от затейливой холмогорской резьбы, хотьковчане работают более лаконично. Они умеют сочетать достоинства и красоту разных материалов — кости, рога, перламутра и твердых пород дерева. Кроме колец, брошей и серег, мастера вырезают из кости наперсные кресты, пасхальные яйца и иконы.
Несмотря на развитие современных технологий, изделия из кости — это по большей части кропотливая ручная работа. Каждая поделка буквально завораживает своим внешним видом и притягивает внимание. Глядя на нее, хочется снова и снова рассматривать орнамент, любоваться необычными переливами света и изящными линиями украшения, которое хранит тепло рук мастера.
По материалам kp.ru/samobranka, архангельск.su, 24minus.ru, ru.wikipedia.org
Комментариев нет