Отходами производства и потребления называют вещества или предметы, образованные в результате производственной деятельности, оказания услуг, выполнения работ или потребления и которые требуется удалять. В настоящее время количество отходов растет такими темпами, что это становится глобальной проблемой. По данным Росприроднадзора, территория, занятая отходами в Российской Федерации, увеличивается ежегодно более чем на 400 тысяч гектаров.
В зарубежных странах широко распространены различные методы применения отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. В Российской Федерации основной метод использования отходов — хранение их на полигонах, при этом они могут быть использованы тем или иным образом, однако здесь возникает вопрос о экономической целесообразности такого использования. Для построения эффективной политики упорядоченного обращения с отходами требуется система статистического наблюдения, которая позволит дать информацию по всем стадиям обращения.
Для ответа на вопрос «зачем вести статистический учет операций обращения с отходами?» обратимся к Федеральному закону № 89 «Об отходах производства и потребления» [1]. В законе выделены две группы принципов государственной политики в сфере обращения с отходами:
— внутренние — охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот и др.;
— внешние — международное сотрудничество России с другими государствами в экологической сфере.
Все организации, в том числе производственные и газораспределительные, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ст. 19 [1]). При этом с 2020 года организации, ведущие деятельность на объектах III категории, то есть оказывающие незначительное негативное воздействие [2], должны ежегодно предоставлять в орган Росприроднадзора по месту деятельности отчетность. Материалы по учету отходов хранят в течение пяти лет.
На сегодняшний день в соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] размер штрафа за непредоставление отчетности составляет для должностных лиц до 30 000 рублей, а для юридических лиц — до 250 000 рублей либо может последовать приостановка деятельности организации сроком до 90 суток.
В 2019 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утвердила годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» [4] (далее — Форма №2-ТП) для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора и ввела ее в действие для отчета за 2019 год. Форма №2-ТП представлена на рис. 1.
Рис. 1. Форма отчетности № 2-ТП
Форму № 2-ТП не предоставляют организации, которые арендуют помещение и в договоре аренды которых владелец взял на себя обязательства по вывозу отходов. Не подают отчетность также юридические лица и индивидуальные предприниматели — субъекты малого и среднего предпринимательства при одновременном выполнении следующих условий:
— за год образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны;
— заключен договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
— не ведется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработка, утилизация, обезвреживание, размещение).
Сдача формы № 2-ТП в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора предусмотрена как в бумажном, так и электронном виде. Если у организации есть территориально обособленные подразделения, то форма № 2-ТП подается и по головному офису, и по каждому филиалу отдельно.
Рис. 2. Типовая форма паспорта отходов I–IV классов опасности
Список литературы