База знаний
03.04.2021

Требования законодательства и задачи экспертизы промышленной безопасности при техническом перевооружении сетей газораспределения

Г. И. Зубаилов, к.т.н., директор научно-технического центра «Оценка соответствия» АО «Гипрониигаз»

Техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО), необходимость проведения которого возникает в процессе длительной эксплуатации, относится к видам деятельности в области промышленной безопасности. Законодательством в области промышленной безопасности [1] установлено, что документация на техническое перевооружение подлежит экспертизе промышленной безопасности. Без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, техническое перевооружение ОПО не допускается.

Согласно [1], экспертиза промышленной безопасности проводится в целях определения соответствия объектов экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности. При этом под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в [1], других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

При проведении экспертизы промышленной безопасности эксперты руководствуются нормативными правовыми актами согласно «Перечню актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» [2]. Применение нормативных правовых документов, признанных утратившими силу, при проведении экспертизы промышленной безопасности не допускается. Таким образом, по результатам проведения экспертизы дается текущая оценка соответствия объекта экспертизы современным требованиям, регламентирующим условия обеспечения безопасности при эксплуатации объекта экспертизы.

В вышеуказанный «Перечень актов…» [2] включены Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ [3], а также «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» [4], утвержденный приказом Правительства Российской Федерации. В свою очередь, Постановлением Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 г. утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5]. Действующие нормативно-технические документы либо их части, не включенные в Перечень № 1521 [5], включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный приказом от 17.04.2019 г. № 831 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) [6]. Еще одним Приказом Росстандарта от 03.10.2011 г. № 5214 утвержден «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» [7].

Основной документ при проектировании сетей газораспределения и газопотребления —СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» [8], устанавливающий требования, соответствующие целям [3]. Отдельные части СП 62.13330.2011 [8] включены в Перечень документов обязательного применения № 1521 [5], а весь свод правил в целом — в Перечни документов добровольного применения № 831 [6] и № 5214 [7]. В ходе разработки проектных решений по техническому перевооружению ОПО мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы не только ссылками на требования технических регламентов, но и ссылками на положения стандартов и сводов правил, включенных в Перечни документов обязательного и добровольного применения. То есть и те и другие являются поддержкой технических регламентов и выступают в качестве доказательной базы их соблюдения.

Неприменение стандартов и сводов правил добровольного применения не может расцениваться как несоблюдение требований технических регламентов

Применение обязательных документов из Перечня № 1521 [5], утвержденного Правительством РФ, не вызывает вопросов. Нормы обязательного применения можно трактовать как «следует делать только так, и никак иначе». Отступление от них возможно только через разработку специальных технических условий. Несколько сложнее обстоят дела с нормами добровольного применения.

Исходя из положений ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» [9], применение на добровольной основе стандартов и сводов правил, включенных в Перечни документов добровольного применения, составляет достаточное условие соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения стандартов и сводов правил добровольного применения оценка соответствия разработанной документации требованиям технических регламентов может осуществляться на основе подтверждения их соответствия таким стандартам и сводам правил. Неприменение стандартов и сводов правил добровольного применения не может расцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Однако простое игнорирование норм добровольного применения, дополняющих и конкретизирующих требования технических регламентов, не допускается — в этом случае соответствующие нормативные требования будут считаться недостаточными или вообще не установленными. Для устранения этого противоречия необходимо воспользоваться иными документами, устанавливающими альтернативные подходы к соблюдению требований технических регламентов. Иными словами, нормы добровольного применения можно изложить как «рекомендуется делать так, но можно и иначе». Это Европейский подход к документам, добровольность применения в которых прямо указывается: «рекомендуется к применению».

Например, допускается применение предварительных национальных стандартов или стандартов организаций, не включенных в Перечни документов добровольного применения, в которых имеются необходимые инновационные решения. При этом эксперт, осуществляющий оценку соответствия, вправе потребовать предоставление обоснований (доказательств), что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям технических регламентов. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3] устанавливает несколько способов такого обоснования: результаты исследований, расчеты и (или) испытания по сертифицированным или апробированным методикам, моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов или техногенных воздействий, оценка риска возникновения опасных природных процессов или техногенных воздействий. В случае отсутствия подобных обоснований требования, установленные нормативными документами добровольного применения, подлежат обязательному выполнению в полном объеме.

В ходе технического перевооружения путь использования альтернативных норм проектирования представляется избыточным. Техническое перевооружение можно рассматривать как локальную разновидность инновационного процесса реконструкции объекта, в ходе которого поэтапно осуществляется замена устаревшего технологического оборудования новым, более прогрессивным, выполняются работы по точечному оснащению эксплуатируемого объекта средствами автоматизации. При этом объектом экспертизы выступает проектное решение в границах, установленных разработчиком документации, который, в свою очередь, руководствуется набором исходных данных, установленных заданием на проектирование.

Для выполнения таких ограниченных по масштабам задач нормативных требований, включенных в Перечни документов обязательного и добровольного применения, как правило, вполне достаточно. И только лишь в исключительных случаях, если необходимых требований для обеспечения надежности и безопасности в стандартах и сводах правил не установлено, можно пойти по пути разработки стандарта организации.

Следует отметить, что в редакции СП 62.13330.2011 с изменениями № 2 (в отличие от изначального варианта данного документа) отсутствует упоминание о техническом перевооружении, что следует отнести к технической ошибке при редактировании, в результате которой вместе с исключенным из употребления термином «расширение» непроизвольно исчезло и упоминание о техническом перевооружении. То, что мы имеем дело именно с ошибкой, подтверждается подготовленным (но пока не утвержденным) изменением № 3 к СП 62.13330.2011, в котором предложено вернуть термин «техническое перевооружение».

Правильным шагом по правовому урегулированию данного вопроса должно стать совершенствование нормативного обеспечения экспертизы документации на техническое перевооружение

Кроме этого, в настоящее время существуют и другие правовые неопределенности в подходах к техническому перевооружению. В Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности [10] техническому перевооружению не уделено практически никакого внимания. Конкретные указания по составу разделов документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта законодательством Российской Федерации также не установлены. Такая размытость законодательных формулировок приводит к возникновению проблем как при оформлении проектного решения, так и при проведении его экспертной оценки.

В настоящее время объем разрабатываемой документации обосновывается исходя из требований заказчика, особенностей функционирования опасного производственного объекта и возможности выполнения работ в ходе технического перевооружения. Считается, что для сетей газораспределения достаточно разработки рабочей документации, необходимой непосредственно для производства строительно-монтажных работ, которая и представляется для экспертной оценки [11]. Это обусловлено тем, что требований о разработке именно проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта без проведения его реконструкции или капитального ремонта статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации [12] и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [13] не установлено. Ранее используемый проектный документ «рабочий проект», включавший утверждаемую часть и рабочую документацию, в настоящее время утратил легитимность.

В этой связи правильным шагом по правовому урегулированию данного вопроса должно стать совершенствование нормативного обеспечения экспертизы документации на техническое перевооружение. В первую очередь следует определить минимально необходимый состав и содержание такой документации, содержащие технические решения и методы производства работ, регламентированные требованиями промышленной безопасности и отражающие мероприятия по выполнению этих требований. Нелишним будет уточнение перечня вопросов и критериев оценки, на которые должно опираться экспертное исследование, и требований к формату самого экспертного заключения.

Принятие единого подхода к составу и содержанию документации на техническое перевооружение позволит уйти от субъективизма в ее формировании, оптимизировать временные и экономические затраты как на проектирование, так и на реализацию принятых проектных решений в целом.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
  2. Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности // http://фсин.рф/ по состоянию на 17.07.2019.
  3. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 5.
  4. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870 (ред. от 14.12.2018 г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» // СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5853.
  5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 (ред. от 07.12.2016 г.) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. № 2. 2015. Ст. 465.
  6. Приказ Росстандарта от 17.04.2019 г. № 831 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. № 6. 2019.
  7. Приказ Росстандарта от 03.10.2011 г. № 5214 (ред. от 22.04.2013 г.) «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870» // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. № 10. 2011.
  8. СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (утв. приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. № 780). — М.: Минрегион России, 2011.
  9. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
  10. Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 г. № 538 (ред. от 28.07.2016 г.) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2013 г. № 30855) // Российская газета. № 296. 2013.
  11. Решетов В. Г., Логинова Е. А. «Техническое перевооружение сетей газораспределения и вопросы экспертизы промышленной безопасности» // Журнал «Газовые технологии», № 1, 2018. С. 2–4.
  12. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
  13. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 (ред. от 06.07.2019 г.) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 744.
Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Конденсационный котел. Стоит ли игра свеч?
Газовые плиты. Ретроспектива
Отечественное производство полного цикла
Новые требования к эксплуатации наружных газопроводов