База знаний
03.04.2021

Теплый свет истории

Пятого января Москва отмечает День уличного фонаря. В ноябре 1730 года сенат Российской империи издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. И уже 5 января 1731 года (25 декабря 1730 года по старому стилю) в Москве были зажжены первые уличные фонари.

Вначале на улицах города было установлено 520 фонарей, которые заправляли конопляным маслом, использовавшимся тогда и в кулинарии. Задача фонарщиков состояла в том, чтобы заправлять их и зажигать с наступлением темноты.

Фонари зажигались в период с 1 сентября по 1 мая, по 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. К концу XVIII века освещение улиц улучшилось. В 1800 году общее число фонарей составило 6559. Из них 4614 были укреплены на столбах, остальные — прибиты к стенам домов.

В начале XIX века в фонари начали устанавливать отражатели, а их обслуживанием стали заниматься пожарные. Но затем, во время пожара Москвы 1812 года, фонари на деревянных столбах сгорели, и после этого восстановление уличного освещения шло очень медленно.

Чтобы вновь появившиеся на московских улицах фонари светили ярче, в 1820-х годах их пробовали заправлять лампадным маслом, но быстро выяснилось, что городскому бюджету это обходится очень дорого. Тогда для этих целей стали использовать хлебный спирт, и в 1848 году в Москве и Петербурге начали проводить опыты по устройству спирто-скипидарного освещения. Чтобы спирт не воровали и не пили, в него решили добавлять скипидар, а все фонари закрывали на замки. В Москве уже разработали план замены масляных фонарей на спирто-скипидарные, но как раз в то время на мировых рынках появился керосин.

Москва, 1860-е

В результате в 1863 году, когда были объявлены торги на улучшение освещения в Москве, их выиграл француз Баталь, который предложил ввести керосиновое освещение.

Керосиновые фонари давали силу света в 8–10 свечей, освещение в городе стало гораздо ярче. Москвичи это заметили, стали чаще выходить на улицы и гулять по вечерам, и даже начали более модно одеваться для таких прогулок, потому что теперь можно было друг друга разглядеть в темноте.

Однако в целом вечерами, и тем более при плохой погоде, в городе было темно. Гиляровский писал, что в метель на улицах лишь изредка виднелись какие-то светлые пятна и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь.

В 1865 году, через два года после появления в Москве керосиновых фонарей, был подписан контракт с английской фирмой на устройство газового освещения. По контракту компания «А. Букье и Н. Д. Гольдсмит» в течение трех лет построила газовый завод в Сусальном переулке, близ путей Курской железной дороги, проложила газопроводную сеть, поставила и оснастила три тысячи фонарей.

Так у керосинового освещения появился конкурент — светильный газ. Каменный уголь, из которого его производили, поставляли из Англии морским путем, а затем везли по Николаевской железной дороге. Первые газовые фонари в Москве засияли в 1868 году. Всего их насчитывалось 3107. На больших улицах было по 50 фонарей на версту, в переулках — по 20.

В Москве светильный газ хранили в специальных резервуарах (газгольдерах), которые устанавливали вблизи вокзалов или на их территории. Один из них и сегодня можно увидеть в Нижнем Сусальном переулке на территории пространства «Арма».

Светильники монтировали на металлические столбы, внутри которых помещался газовый стояк, соединенный с магистральной сетью газового завода. Поначалу их устанавливали только в пределах Садового кольца, за исключением Бульварного кольца и Замоскворечья. Остальные части Москвы по-прежнему освещались при помощи керосиновых фонарей.

Несмотря на то, что газ светил довольно ярко и англичане установили на него приемлемую цену, многие москвичи отнеслись к новинке скептически: они боялись, что газ будет взрываться, что им можно отравиться.

В большинстве своем люди тогда вообще не понимали, что такое газ, многие задавали вопрос, как может гореть воздух без фитиля, и в итоге желающих освещать газом свои дома и квартиры нашлось совсем немного. Да и сам контракт на газовое освещение был непродуманный, невыгодный. Поэтому, когда появилось электрическое освещение, газовым фонарям оказалось сложно с ним конкурировать.

Фонари на Пушкинской площади

В год открытия памятника Александру Пушкину (1880) рядом с монументом установили и газовые фонари. Их спроектировал архитектор Иван Богомолов, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. Лишь в 1930-е годы эти фонари стали электрическими

В декабре 2013 года в парке Воинской славы рядом со зданием «Мосгаза» прошла презентация воссозданного архитектурного ансамбля газовых фонарей.

Решение о возвращении в Москву газовых фонарей было принято специалистами ОАО «Мосгаз» в 2012 году в целях сохранения истории развития газового хозяйства Москвы. По словам руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Павла Ливинского, главная заслуга «Мосгаза» состоит в том, что специалистам удалось совместить исторический облик фонаря с современными технологиями: «В современном газовом фонаре идеально сочетаются исторический облик и функциональность. У него действительно приятный свет. Качество, с каким он освещает уличное пространство, нисколько не хуже, чем свет от натриевой, светодиодной или другой лампы. Старинный облик фонаря дает возможность не забывать нашу историю, понимать, как развивалось газовое хозяйство».

Основное достоинство новых газовых фонарей заключается в том, что они имеют современную горелку с электроподжигом. Система работает автономно от встроенного аккумулятора. Днем аккумулятор, вмонтированный в газовый фонарь, заряжается от солнечной энергии, а ночью — от света самого газового светильника. Подзарядка происходит непрерывно.

Новые газовые фонари оснащены датчиками освещенности и горения. Они работают автономно, зажигаясь исключительно в темное время суток. Важно отметить, что чугунные колонны фонарей были отлиты по чертежам ХIХ–ХХ веков в Санкт-Петербурге. Колбы газокалильных ламп изготовлены из термически закаленного стекла толщиной 4–6 мм.

Генеральный директор ОАО «Мосгаз» Гасан Гасангаджиев: «Газовое хозяйство Москвы начиналось именно с вопросов освещения. Раньше такие фонарные столбы стояли по всей территории города. С зоны соседнего с нашим предприятия шел чугунный газопровод диаметром 700 мм на улицу Охотный ряд, где находился целый район из газовых фонарей. У таких фонарей достаточно комфортное и теплое освещение».

Директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова призналась, что возвращение старинных газовых фонарей на улицы столицы — ее давняя мечта. Они не только сразу стали украшением Москвы, но, как и во многих европейских странах, создают самую теплую, романтическую и комфортную атмосферу в городе.

Новые газовые фонари — дань исторической памяти

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Устами генеральных
Хабаровские газовики приняли участие
в акции к Всемирному дню донора крови
И загораются глаза…
Рябиновая аллея в честь ветеранов предприятия