Стандартом называется документ, который устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Стандарты — это упорядоченный результат накопленного опыта, исследований и испытаний, на основании которых определены характеристики, общие правила и принципы в отношении различных видов деятельности или их результатов. Стандарты охватывают огромный спектр видов деятельности. Речь может идти о создании продукта, предоставлении услуги (выполнении работы) или поставке материалов.
Например,
Когда вещи не функционируют должным образом — это означает, что стандарты на данный вид деятельности отсутствуют или не применяются.
Система стандартизации является важным элементом государственной технической политики, а также одним из ключевых инструментов передачи технологий, в том числе инновационных.
Стандартизация — это инструмент, который должен позволять решать задачи промышленной модернизации, технологического обновления, повышения научно-технического потенциала, социально-экономического развития страны, а действующие механизмы стандартизации должны позволять оперативно находить «ответы» на эти задачи в документах по стандартизации. Таким образом, стандартизация должна быть стабильной с точки зрения безопасности, качества, терминологии и в то же время мобильной — способной быстро реагировать на технологические и промышленные вызовы.
Решение задачи по обеспечению безопасного, бесперебойного и безаварийного газоснабжения зависит в первую очередь от соблюдения газораспределительными организациями нормативных правовых актов федерального уровня, документов в области технического регулирования и стандартизации, корпоративных требований.
Фиксируя достигнутый уровень развития науки и технологий на определенный период, стандарты могут стать фактором, сдерживающим прогресс.
В этой связи задача бизнес-сообщества состоит в использовании возможностей стандартизации при продвижении на рынок работ, услуг, инновационных товаров и интеллектуальной собственности, активно разрабатывая стандарты на новые технологии.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», одним из принципов стандартизации является принцип добровольности применения документов по стандартизации. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений.
Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.
Во-вторых, при прямом указании на применение стандарта в договорах или контрактах, для сторон договора, которые выразили свое волеизъявление придать требованиям стандарта обязательную силу, исполнение этих требований становится обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в том числе их исполнении).
Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах.
В России в соответствии с законодательством о техническом регулировании обязательные минимальные требования устанавливаются в Технических регламентах. Для обеспечения выполнения этих требований разрабатываются перечни документов по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Например, соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ) обеспечиваются как добровольным, так и обязательным перечнем национальных стандартов и сводов правил. При этом требования документов по стандартизации включенных в обязательный перечень к данному техническому регламенту обязательны для всех безусловно.
В газораспределительных организациях, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству, ремонту, реконструкции (техническому перевооружению), эксплуатации, а также ликвидации объектов сетей газораспределения и газопотребления, все специалисты, каждый в своей зоне ответственности, должны руководствоваться требованиями нормативных правовых документов, а также документов по техническому регулированию и документов по стандартизации, являющихся обязательными или носящих добровольный характер, но введенных в ГРО организационно-распорядительными документами. Кроме того, в каждой газораспределительной организации назначается ответственный специалист по стандартизации — специально уполномоченный работник, ответственный за организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с должностной инструкцией и документами Системы стандартизации.
Да, такая коллизия случается довольно часто. Для разрешения и предотвращения таких разногласий необходимо активно участвовать в нормотворчестве, поэтому Группа Газпром межрегионгаз активно принимает участие в работе по рассмотрению проектов нормативных правовых актов, а также иных документов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, участвуя таким образом в гармонизации норм и требований, разрабатываемых в области газораспределения и газопотребления.
Развитием нормативной базы в области газораспределения занимается заинтересованное сообщество нефтегазовых компаний, органов исполнительной власти, научно-исследовательских проектных институтов, общественных организаций, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией, производством оборудования, оказанием услуг в сфере газораспределения и газопотребления.
ООО «Газпром межрегионгаз» является базовой организацией подкомитета ПК 4 «Газораспределение и газопотребление» Технического комитета по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность», созданного на базе ПАО «Газпром». в состав Подкомитета ПК 4 входят представители из 19 заинтересованных организаций.
Основная задача Подкомитета — разработка и гармонизация нормативных требований в документах по стандартизации для всего жизненного цикла сетей газораспределения и газопотребления. Подкомитет образован в 2007 году и за этот период деятельности разработано и утверждено 35 стандартов как национального, так и межгосударственного уровня, применение которых обеспечивает исполнение требований Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
В АО «Газпром газораспределение» с 2011 года успешно действует Система стандартизации, требования которой распространяются на все газораспределительные организации группы лиц АО «Газпром газораспределение».
В состав документов Системы стандартизации АО «Газпром газораспределение» входит совокупность документов по стандартизации, введенных в действие АО «Газпром газораспределение» или ООО «Газпром межрегионгаз» — Управляющей организацией АО «Газпром газораспределение». Это документы национального и межгосударственного уровня (ГОСТ Р и ГОСТ), а также документы корпоративного уровня (стандарты, рекомендации и технические условия АО «Газпром газораспределение», стандарты и рекомендации ПАО «Газпром»).
В настоящее время разрабатываемые в рамках деятельности Подкомитета ПК 4 документы по стандартизации условно разделяются на следующие категории:
Все из указанных категорий актуальны для нас. Вместе с тем в рамках планов на перспективу (2022-2023 гг.) актуальными вопросами деятельности Подкомитета во взаимодействии со смежными техническими комитетами, являются: