База знаний
11.05.2021

Комплексный подход к безопасному использованию
газа в быту

А. Г. Рогачев, главный инженер ООО «Газпром межрегионгаз»,
А. Л. Федоров, начальник отдела эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Управления эксплуатации газораспределительных систем ООО «Газпром межрегионгаз»

Известно, чтобы победить болезнь, нужно знать ее причины. В полной мере это относится и к вопросам обеспечения безопасности использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Опыт использования газа в быту показывает, что несмотря на совершенствование требований законодательства в данной сфере это не всегда приводит к достижению планируемого результата. Череда драматичных событий на объектах жилищного фонда — веское тому подтверждение. В этой связи только совместными усилиями органов государственной власти, газоснабжающих и обслуживающих организаций, производителей газового оборудования и, безусловно, самих граждан возможно предупредить и минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций.

Ежедневно бо́льшая часть граждан России используют природный или сжиженный углеводородный газ для приготовления пищи, отопления или горячего водоснабжения. К сожалению, повседневное применение бытового газоиспользующего оборудования ослабляет внимание граждан к безопасности его эксплуатации.

Главный принцип эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования — это, конечно, безопасность. Необходимо признать, что не всегда безопасность использования или применения каких-либо технических устройств зависит от строгости законодательства в соответствующей области или рекомендаций предприятий-изготовителей. Какими бы совершенными ни были нормативные требования, или автоматика безопасности полностью исключить «человеческий фактор» не представляется возможным. Вместе с тем, это не означает, что граждане должны быть предоставлены сами себе и самостоятельно решать возникающие проблемы.

Безусловно, каждое происшествие индивидуально. И в этом вопросе необходимо обратиться к статистике. Так, за 2018-2020 годы причинами происшествий1 1 Согласно консолидированным статистическим данным 69 газораспределительных организаций группы лиц ООО «Газпром межрегионгаз», осуществляющих деятельность в 63 субъектах Российской Федерации. , связанных с использованием газа в быту, стали (рис. 1):

Рис. 1. Классификация происшествий при использовании газа
в быту за 2016–2018 годы

Как следствие указанных выше причин, за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г. случаи отравления продуктами сгорания газа составили 82% (2223 пострадавших), ожогов — 13% (348 пострадавших), прочие случаи — 5% (144 пострадавших). Общее количество случаев смерти составило 30% (822 человека).

Важно отметить, что абсолютное большинство указанных происшествий произошли вследствие грубых нарушений правил использования газа со стороны самих граждан, а также лиц (управляющих организаций), ответственных за содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Общее количество происшествий и пострадавших человек в 2018–2020 годах представлено в табл. 1.

Табл. 1. Статистика происшествий, связанных с использованием газа в быту

Год

Количество происшествий

Количество пострадавших человек

Всего

В том числе со смертельным исходом

2018

628 1087 362

2019

595 (–5% ) 934 (–14% ) 231 (–36% )

2020

431 (–28 % ) 694 (–26 % ) 229 (–1 % )

ИТОГО

1654 2715 822

Сопоставляя статистические данные, собираемые компаниями Группы «Газпром», и данные о происшествиях, освещаемых в средствах массовой информации, с уверенностью можно сказать, что общественности становится известно только о самых резонансных случаях, связанных с разрушениями многоквартирных домов и гибелью граждан. При этом системно сбор и анализ статистической информации о происшествиях, связанных с использованием газа в быту, на федеральном уровне не осуществляется.

Проблемы, с которыми столкнулся за последние годы жилищный комплекс, самым пагубным образом отражаются на всех системах жизнеобеспечения граждан. При этом с уверенностью можно сказать, что внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование вследствие потенциальной опасности представляет самое слабое звено в данной технологической цепочке. И в этом главное отличие газа от других коммунальных ресурсов, поставляемых населению.

В последние годы практически во всех субъектах Российской Федерации были зафиксированы случаи взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций, связанных с нарушением правил использования газа в быту. Большинство таких аварий сопровождались разрушением несущих конструкций жилых зданий, многие — человеческими жертвами. Происходящие взрывы в многоквартирных домах периодически обостряют тему безопасности использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Так, в 2020 году в различных органах государственной власти с участием газораспределительных организаций группы Газпром межрегионгаз проведено порядка 2000 межведомственных совещаний на тему безопасности использования газа в быту с целью выработки первоочередных мер в данной сфере. Это еще раз подтверждает актуальность возникающих вопросов, а также внимание к ним органов государственной власти.

Требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию в целом, так и к входящим в его состав системам инженерно-технического обеспечения и их элементам и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, обеспечивающей их безопасность и поддержание в исправном состоянии.

При этом по-прежнему остается открытым вопрос, почему безопасность эксплуатации систем, предназначенных для выполнения функций газоснабжения жилых зданий, в которых риск возникновения происшествий при использовании газа несоизмеримо больше, чем на сетях газораспределения, объектах энергетики, промышленности и транспорта, осталась вне рамок государственного контроля и надзора.

Повторяемость и цикличность аварийных ситуаций не только свидетельствуют о системности проблем в рассматриваемой сфере, но также позволяют определить способы их решения.

Порядка 53% несчастных случаев (228 происшествий) при эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования в 2020 году также были связаны с отравлением людей угарным газом. «Невидимый убийца» незаметно проникает в помещения из-за неработающих дымовых и вентиляционных каналов, закрытого шибера в отопительных печах, некачественных дымоотводов и ежегодно становится причиной сотен смертей.

Основная часть таких происшествий приходится на отопительный период, когда потребление газа и нагрузка на внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование возрастают и проблемы с вентиляцией помещений становятся более явными.

Как было отмечено выше, причины, связанные со взрывом газовоздушной смеси, пожаром и воспламенением, находятся на втором месте — это 16% от всех случаев за последние три года. На происшествия, связанные с самовольной газификацией (монтажом газоиспользующего оборудования или газопроводов и их присоединением к источнику газа и т.п.), приходится 22% от всех случаев. Однако все они в той или иной степени сопряжены с нарушением работы дымовых и вентиляционных каналов.

И несмотря на то, что данные системы инженерно-технического обеспечения жилых зданий не входят в состав внутридомового газового оборудования и ответственность за обеспечение их надлежащего состояния и нормальной работы законодательно закреплена за лицом, под управлением которого находится многоквартирный дом, и собственником жилого дома (домовладения), специализированным организациям2 2 Специализированная организация — организация, в том числе газораспределительная, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.   со своей стороны также необходимо тщательно проверять наличие тяги в дымовых и вентиляционных каналах и сообщать в управляющие организации и органы жилищного надзора (контроля) о выявленных нарушениях.

Наряду с этим специализированным организациям необходимо настоятельно рекомендовать потребителям газа установить приточные клапаны в наружных стенах или окнах для подачи воздуха, а также предусмотреть зазор между дверью и полом газифицированного помещения для притока воздуха, а управляющим организациям — проводить проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистку самостоятельно либо путем заключения соответствующих договоров с организациями, выполняющими такие работы.

В перечень случаев, когда производится проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка, включены3 3 В соответствии с п. 12 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. № 410 (далее — Правила пользования газом). :

Специализированные организации, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, вправе запрашивать в управляющих организациях копии документов, подтверждающих надлежащее техническое состояние дымовых и вентиляционных каналов4 4 В соответствии с п. 3.1.9 «Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд», утвержденной приказом Минстроя России от 05.12.2017 г. № 1614/пр (далее — Инструкция по безопасному использованию газа).   в многоквартирных домах (рис. 2).

Рис. 2. Лица, ответственные за надлежащее содержание дымовых/вентиляционных каналов

Следует отметить, что до 17.10.2017 г. для осуществления деятельности по проверке дымовых и вентиляционных каналов, которые относились к средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требовалось получение лицензии МЧС России. В настоящее время данная норма исключена5 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2017 г. № 1219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности». .

В соответствии с Правилами пользования газом минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования включает, в том числе, проверку наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах. При этом законодатель разделяет понятия «проверка наличия тяги» (которая осуществляется исполнителем по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) и «проверка состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистка и (или) ремонт» (что осуществляется лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, самостоятельно либо на основании отдельного договора с «организацией, осуществляющей указанные работы») (рис. 3).

Рис. 3. Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах

При этом на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативный документ, определяющий правила проверки эффективности тяги в дымовых и вентиляционных каналах (рис. 4).

Рис. 4. Способы проверки наличия тяги при проведении ТО ВДГО/ВКГО

Важно знать, что для управляющих организаций Правительством Российской Федерации определен перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами6 6 «Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110. , в который, в том числе, входят:

При этом надлежащее содержание внутридомового газового оборудования со стороны управляющей организации включает7 7 «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290. :

При повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за такое нарушение с 07.10.2018 г. из регионального реестра лицензий будут исключаться сведения о многоквартирном доме или домах. В зависимости от вида нарушения, это будет касаться домов, в отношении которых совершены такие грубые нарушения лицензионных требований, либо всех домов, управляемых лицензиатом.

свою очередь, в число основных нарушений при использовании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования со стороны его собственников (пользователей) входят:

В целях информирования граждан и управляющих организаций о правилах эксплуатации газового оборудования приказом Минстроя России утверждена Инструкция по безопасному использованию газа, согласно которой управляющие организации, в том числе, обязаны:

Наряду с расширением перечня обязанностей управляющих организаций Инструкцией по безопасному использованию газа установлены правила безопасного использования газа собственниками помещений, предусматривающие, в том числе:

Кроме этого, в Инструкции по безопасному использованию газа уделено внимание вопросам эксплуатации баллонов сжиженных углеводородных газов. Поэтому при общении с потребителями газа специализированным организациям важно:

  1. Качественно, а не формально проводить инструктаж о правилах безопасного использовании газа в быту.
  2. Особое внимание уделять потребителям, эксплуатирующим отопительные бытовые печи, особенно абонентам группы риска, находящимся в трудной жизненной ситуации или ведущим асоциальный образ жизни.
  3. Проверять наличие тяги во время проведения технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не только при открытых окнах и дверях, но и при закрытых, а также акцентировать внимание граждан на необходимости притока воздуха в помещение.
  4. В актах сдачи-приемки выполненных работ под подпись собственников (пользователей) внутридомового и внутриквартирного газового оборудования доводить информацию:

Производителям газового оборудования со своей стороны необходимо уделить особое внимание качеству используемых дымоотводов, соединяющих теплогенератор с дымовым каналом. Это связано с тем, что сегодня рынок газового оборудования насыщен продукцией различного качества. На полках магазинов можно увидеть дымоотводы из нержавеющей, оцинкованной или эмалированной стали, алюминия и меди. При этом данные изделия могут обладать различной стойкостью к тепловой нагрузке и воздействию продуктов сгорания.

В соответствии с данными статистики, большинство несчастных случаев в 2018–2020 годах, связанных с неисправностью дымоотвода, произошли при эксплуатации гибкой гофрированной трубы вследствие негерметичного соединения дымоотвода с дымовым каналом, а также прогорания тонкостенной гофрированной трубы (рис. 5).

Рис. 5. Прогоревшая гофрированная труба

Только указание в эксплуатационной документации изготовителя газового теплогенератора характеристик дымоотвода (материала, толщины стенки, диаметра, максимальной рабочей температуры и др.), а также требований к его монтажу и квалификации исполнителя данного вида работ позволят снизить риск возникновения происшествий при использовании газа в быту.

Кроме этого, большое значение для обеспечения безопасности использования газа имеет возможность определения нормативного срока службы оборудования. Из толкования термина «нормативный срок службы», приведенного в нормативных документах, следует, что он соответствует термину «назначенный срок службы», который устанавливается с целью обеспечения принудительного заблаговременного прекращения применения оборудования по назначению, исходя из требований безопасности или технико-экономических соображений. При достижении назначенного срока оборудование может быть списано, направлено в ремонт, либо принимается решение о продолжении его эксплуатации.

Ввиду того, что соответствующая запись в паспорте изделия часто отсутствует, определить назначенный срок службы не представляется возможным. По этой причине возникают спорные ситуации между собственником оборудования и специализированной организацией, а также угроза безопасности при дальнейшем использовании такого оборудования.

Для урегулирования сложившейся ситуации производителям газового оборудования необходимо в эксплуатационной документации указывать конкретные сроки службы изделия.

В контексте рассмотрения данной темы нельзя обойти стороной активно обсуждаемую в настоящее время инициативу государственных органов власти по установке в многоквартирных домах систем контроля загазованности (рис. 6).

Рис. 6. Система контроля загазованности (источник: https://saratov.tiu.ru)

Несомненно, применение данного оборудования имеет ряд преимуществ, среди которых непрерывный автоматический контроль содержания метана и угарного газа в помещении, подача звукового и светового сигналов в случае возникновения опасной концентрации газов в помещении, автоматическое отключение подачи газа в аварийных ситуациях.

В настоящее время требования законодательства по установке систем контроля загазованности распространяются только на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту многоквартирных домов, в которых установлено газовое оборудование для поквартирного отопления или горячего водоснабжения.

С 06.06.2019 г. введен в действие «СП 402.1325800.2018. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления», утвержденный приказом Минстроя России от 05.12.2018 № 789/пр, который предусматривает установку систем контроля загазованности во всех газифицированных помещениях независимо от вида газоиспользующего оборудования.

Однако установка указанных систем — это лишь дополнительная мера защиты, позволяющая минимизировать риски развития уже возникшей аварийной ситуации, поскольку данная система срабатывает при содержании горючих газов в воздухе жилых помещений в диапазоне от 3% до 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени. Эффективное решение рассматриваемого вопроса зависит от совокупности факторов, основным из которых является наличие постоянной вентиляции жилых помещений, предотвращающей накопление опасных веществ в воздухе.

При реализации на практике идеи повсеместной установки систем контроля загазованности не стоит также забывать о сопутствующих факторах, которые могут воспрепятствовать достижению конечного результата.

Стоимость эксплуатации систем контроля загазованности сопоставима с аналогичными расходами на содержание внутридомового газового оборудования в целом. Срок службы данных систем недостаточный (в среднем 5–10 лет), а эксплуатация требует дополнительных ежегодных расходов потребителей газа на электроэнергию, ежегодную проверку работоспособности и калибровку сигнализаторов загазованности, включая периодическую (1 раз в 5 лет) замену датчиков (сенсоров). Данные факторы могут привести к отказу граждан от обслуживания газового оборудования и росту социальной напряженности.

Также требуют ответа вопросы, связанные с имущественной принадлежностью, порядком проектирования, монтажа и последующего обслуживания систем контроля загазованности.

Кроме этого, на федеральном уровне обсуждаются предложения Минстроя России по увеличению содержания одорантов в газе, «чтобы запах газа был более заметен».

Конечно, важно, чтобы уровень одоризации газа, подаваемого во внутридомовые газопроводы, обеспечивал уверенное определение его содержания в воздухе еще до того, как оно достигнет взрывоопасных концентраций. Между тем, необходимо понимать, что повышение содержания одоранта в газе может привести к увеличению количества безосновательных вызовов и отвлечению экстренных оперативных служб, а впоследствии — к привыканию граждан даже к такому сильному запаху.

Как было отмечено ранее, одной из наиболее часто встречающихся причин происшествий является самовольный монтаж гражданами газоиспользующего оборудования или газопроводов.

Для контроля бытовых потребителей газа по данному направлению специализированным организациям необходимо в обязательном порядке указывать в договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования наименование, товарный знак изготовителя, модели (типы) и количество установленного газоиспользующего оборудования, технических устройств на газопроводах, проводить их сверку по ранее заключенным договорам. И конечно же, важно ежегодно в рамках технического обслуживания проверять наличие у потребителей газа (физических лиц) указанного в договоре оборудования.

Обсуждая тему безопасности использования газа в быту, нельзя не затронуть уровень цен на проводимое техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и само качество его обслуживания.

К сожалению, сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация иногда толкает граждан заключать договоры с более дешевым поставщиком услуг, закрывая при этом глаза на квалификацию персонала и качество выполняемых работ.

На этом фоне приходится констатировать, что положение усугубляет формальный (уведомительный) порядок допуска организаций к оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Так, в настоящее время отсутствует орган государственного контроля (надзора), уполномоченный на проведение проверки специализированных организаций, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в части их соответствия требованиям действующего законодательства.

При этом существующие требования законодательства фактически позволяют проводить газоопасные работы в жилых помещениях любым индивидуальным предпринимателям и «организациям», часто не обладающим необходимыми профессиональными компетенциями, материально-техническим оснащением и ресурсами.

До 2003 года техническое обслуживание, ремонт газопроводов и газового оборудования жилых зданий осуществлялись эксплуатационными организациями газового хозяйства (горгазами, межрайгазами и т.д.) или по договору с другими организациями, имеющими соответствующую лицензию территориальных органов Госгортехнадзора России. После 2003 года системы газоснабжения жилых зданий были выведены из сферы деятельности указанного органа государственной власти.

С учетом изложенного представляется целесообразным установление повышенных требований к специализированным организациям (в том числе к квалификации их работников), оказывающим услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО, например, возвращение к процедуре лицензирования данного вида деятельности.

Собственники (пользователи) внутридомового и внутриквартирного газового оборудования нередко экономят и обращаются в случае необходимости проведения установки, ремонта или замены газового оборудования к непрофессионалам, причем независимо от наличия уже заключенного со специализированной организацией договора на техническое обслуживание, а нередко и сами занимаются такими работами.

Установка, ремонт или замена внутридомового и внутриквартирного газового оборудования требуют владения профессиональными навыками и знаниями. Самовольное выполнение указанных работ может привести к катастрофическим последствиям и запрещено действующим законодательством. Поэтому повышать правовую грамотность населения в вопросах использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования необходимо не столько штрафами, сколько масштабной пропагандой безопасного использования газа в быту.

Таким образом, повторяя вышесказанное, проблемы обеспечения безопасности использования газа необходимо решать в комплексе.

В 2019 — 2020 гг. ПАО «Газпром» при участии ООО «Газпром межрегионгаз» подготовлены и направлены системные предложения по повышению безопасности использования газа в быту в Правительство Российской Федерации, Минстрой России, Минэнерго России, Ростехнадзор, ФАС России и Комитет по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В числе основных инициатив предложено:

  1. Закрепить в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» требования к газоиспользующему оборудованию в части его обязательного оснащения встроенной автоматикой безопасности и регулирования процесса сжигания газа, отключающей подачу газа при погасании пламени на горелке (устройствами «газ-контроль»). Это позволит избежать возникновения взрывоопасной концентрации газа в помещении, например, в случае задувания пламени на газовой плите порывом воздуха от открытого окна или в результате пролива пищи на работающую горелку плиты.
  2. Вернуть обязательную процедуру проверки герметичности соединений и отключающих устройств на внутридомовом и внутриквартирном газовом оборудовании путем проведения его опрессовки, предусмотрев соответствующие изменения в минимальном перечне работ, закрепленном в Правилах пользования газом. Данная мера представляет наиболее эффективный способ выявления возможных утечек газа, например, в случае отсутствия доступа в отдельные жилые помещения многоквартирного дома.
  3. Предусмотреть обязательные требования к помещениям, предназначенным для установки бытового газоиспользующего оборудования, по использованию оконных проемов в качестве легкосбрасываемых ограждающих конструкций. Это позволит снизить степень разрушения жилых зданий в случае возникновения взрыва газовоздушной смеси за счет рассеивания энергии взрывной волны. Современные стеклопакеты, как известно, обладают повышенной прочностью в сравнении с обычной остекленной оконной рамой.
  4. Признать внутридомовое газовое оборудование, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме, и внутриквартирное газовое оборудование собственников жилых помещений в таком доме единой инженерной системой газоснабжения, техническое обслуживание которой должно выполняться через комплексный договор, заключаемый с управляющей организацией. Указанная мера будет способствовать упрощению доступа в жилые помещения для своевременного проведения комплекса регламентных работ и поддержания всей системы газоснабжения многоквартирного дома в исправном и безопасном состоянии, а также увеличению охвата граждан договорами на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
  5. Рекомендовать федеральным и региональным органам государственной власти совместно с жилищными организациями проводить на постоянной основе информирование населения в области безопасного использования газа в быту через средства массовой информации.

В 2020 году значимость и острота проблем в сфере безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при активном участии ПАО «Газпром» были подняты на качественно новый уровень. Тема безопасного использования газа в быту, проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов многоквартирных домов регулярно обсуждается на встречах руководства ПАО «Газпром» с первыми лицами регионов РФ. Это положительно отразилось на динамике происшествий за 2020 год.

Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем предложения специалистов были услышаны, внимательно изучены законодательной и исполнительной властью и принесли ожидаемые результаты.

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Газовые плиты. Ретроспектива
Отечественное производство полного цикла
Новые требования к эксплуатации наружных газопроводов
Труба тебе, Аденауэр!
История первых советских труб большого диаметра