Заповедная дорога

Алина Пудинова, Специалист по архивному делу 1 категории АО «Газпром газораспределение Тверь»

Природный газ приходит в самые отдаленные уголки Тверской области. В поселке Жарковский началось строительство межпоселкового газопровода в рамках Программы развития газоснабжения и газификации регионов РФ ПАО «Газпром». Это значит в домах станет теплее и комфортнее, появится возможность развития туризма и сельского хозяйства.

Жарковский район с центром в одноименном поселке расположен на юго-западе Тверской области и граничит со Смоленской областью. Откуда же пошло название поселка Жарковский? В названии ярко выделяется корень «жар». «Жар» обозначает место расчистки, вырубки леса для сжигания под пашню при подсечном земледелии.

Поселок Жарковский

Что касается даты основания поселка и района, то здесь все не так очевидно. История этой территории уходит в глубину веков. Район, находясь в юго-западной части Тверской области, в древности тяготел к Смоленску. В период феодальной раздробленности за право владения территориями нынешнего Жарковского района боролись Новгород, Тверь, Смоленск, Москва и Польско-Литовское государство. Территория современного Жарковского района не раз подвергалась административному делению. Сам поселок Жарковский возник в первые годы советской власти на месте деревень Жарки, Борки и Волнушки, стоявшим по обоим берегам реки Межи. А Жарковский район с центром в одноименном поселке впервые был образован в марте 1945 г. В 1960 г. район упразднили и восстановлен он был только в 1973 г.

Владимирская церковь в поселке Жарковский

Главным богатством края всегда был лес. В начале XVIII в. по рекам Межа и Обша в Западную Двину и до Риги сплавляли строевой лес и дрова. В конце 1943 г. года началось строительство Жарковского завода по производству стандартных домов («Жарковский ДОК»). Завод изготавливал пиломатериалы и стандартные деревянные детали домов. Эти дома пользовались большим спросом. В послевоенные годы местный деревообрабатывающий комбинат поставлял продукцию в союзные республики, в Англию, Германию и даже зимовщикам Антарктиды! И по сей день «Жарковский ДОК» продолжает работу.

Но не только лесом богат этот район. На территории Жарковского района находится около двух десятков различных по размеру озер. Среди них есть даже памятник природы регионального значения — озеро Чистик, которое удивляет прозрачностью воды.

Жарковский район является обладателем еще одной необычной достопримечательности. Именно здесь курсирует «самый медленный поезд РЖД». Дело в том, что 47-километровая железная дорога Земцы — Жарковский проходит по глухому болоту Пелецкий мох — крупнейшей в лесной зоне Европы, мало затронутой хозяйственной деятельностью болотной системе. Для проходящих по этой дороге поездов в 2002 г. была установлена максимально допустимая скорость движения — 25 км/ч, позже — 15 км/ч (для сравнения средняя скорость московского метро — 40 км/ч). Так поезд проходит путь длиной в 47 км за 3 часа 20 минут. На сегодняшний день между населенными пунктами Земцы и Жарковский курсирует один пассажирский вагон, его еще называют «рельсовый автобус». Ходит он два раза в неделю и делает всего 4 остановки. В основном пассажиры — это жители деревень, находящихся на маршруте: кто в магазин, кто в лес за клюквой едет. Однако в последние годы количество желающих проехать на самом медленном поезде РЖД с туристическими целями возросло. Это можно сделать самостоятельно или отправиться в экскурсионный тур от проекта «Заповедные железные дороги».

Откуда же взялась такая необычная по месту расположения и протяженности железная дорога? Все дело в том, что в начале ХХ в. планировалось строительство железнодорожной ветки, которая соединила бы Санкт-Петербург и Смоленск. Дорога так и не была закончена, но остались несколько разрозненных действующих участков. Одним из таких участков и является дорога в Жарковском районе.

Железная дорога Земцы-Жарковский

Сейчас поселок Жарковский — конечная станция, но еще в начале 2000-х гг. поезд (тогда еще грузопассажирский), отцепив пассажирский вагон, следовал далее с товарными вагонами до поселка Озерный в Смоленской области. На этом пути поезд проходил по мосту через р. Межа. Мост, на первый взгляд, неприметный, но с историей. Он был построен в 1930–1933 гг. Этот мост «свидетель» Великой Отечественной войны. Так как он пострадал в годы войны, его правобережный пролет заменили на бетонный. Поэтому любоваться этим представителем инженерного искусства стоит с левого берега р. Межи. Оттуда мост открывается в первоначальном виде. С этой же точки обзора просматриваются многочисленные следы осколков в конструкции моста, сохранившихся с военных лет. Сейчас по мосту движение поездов прекращено, так как пути до поселка Озерный частично разобраны. Но времени стоянки поезда на станции в поселке Жарковский хватает, чтобы прогуляться до этого моста.

Мост через реку Межа

Таким образом, один из самых небольших по площади и численности населения районов Тверского региона сосредоточил в себе необычные достопримечательности.

Если хочется сменить скоростной темп городской жизни, на что-то более размеренное и замедленное, предаться медитации под равномерный стук колес самого медленного поезда России, или насладиться тишиной, вглядываясь в водную гладь чистейших озер, то непременно нужно посетить этот уголок Тверской области.

Список литературы

  1. Михня, Святослав. История Тверской земли с древнейших времен до наших дней. — Тверь, 2014. — 480 с.
  2. http://tversvod.ru/page99/
  3. https://rusbestrailways.ru/ru/railway/samyy-medlennyy-poezd-rzhd
  4. https://af1461.livejournal.com/18950.html
Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
В Астраханской области введен в эксплуатацию новый газопровод
Сергей Густов встретился с коллективами «Газпром межрегионгаз Астрахань» и «Газпром газораспределение Астрахань»
Новгородские газовики приняли участие в тренинге по психологии
История моей семьи. Карма
Часть 3