Великий Леонардо
570 лет гению эпохи Возрождения

Живописец и ученый, скульптор и архитектор, мыслитель и писатель, инженер и изобретатель — трудно представить себе человека, который одновременно мог бы сочетать в себе столько талантов. Однако именно такой человек появился на свет в небольшом итальянском городке Винчи 15 апреля 1452 года. Наверняка вы уже догадались, о ком идет речь: в этом году весь мир отмечает 570‑летие со дня рождения Леонардо Да Винчи — «универсального» гения, который внес неоценимый вклад в развитие современного мира, каким мы его знаем.

Детство, юность и раннее творчество

Леонардо — незаконнорожденный сын именитого нотариуса Пьеро да Винчи и простолюдинки Катерины. Брак его родителей не был возможен — в те времена представитель высшего сословия не мог позволить себе жениться на девушке без имени и статуса. Именно поэтому первые годы своей жизни мальчик прожил с матерью, после чего отец, чья законная супруга так и не смогла иметь детей, забрал его в свою семью. Спустя 10 лет мачеха Леонардо скончалась, отец женился вновь, однако вскоре снова овдовел. Так, за всю жизнь у Леонардо да Винчи было четыре мачехи, а также 12 братьев и сестер.

Обучение юного художника началось во Флоренции. Отец да Винчи, имевший хороший достаток, отдал сына в ученики известному тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. В разное время в мастерской Верроккьо учились и работали такие именитые мастера, как Боттичелли, Лоренцо, Аньоло ди Поло. Молодой Леонардо с интересом впитывал знания — в мастерской он обучался не только живописи и скульптуре, но и математике, механике, химии и гуманитарным наукам. Полученные в юности знания проложили Леонардо дорогу к великим достижениям в будущем.

В 1472 году двадцатилетний Леонардо да Винчи окончил обучение и получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки. Продолжив работу под руководством Верроккьо, молодой художник все свое время посвящал живописи. Он много работал над картинами своего учителя, а также занимался собственным творчеством. В период с 1472 по 1477 годы Леонардо написал свои первые полотна — знаменитое «Крещение Христа», созданное совместно с Верроккьо, а также «Мадонну с вазой» и «Благовещение», которые, по мнению искусствоведов, были созданы уже без участия наставника. Собственная мастерская появилась у да Винчи лишь в 1476 году, а в 1481 году мастер написал одну из своих первых крупных работ — «Поклонение волхвов».

Благовещение, 1475 г., галерея Уффици, Флоренция

От живописи — к инженерному делу

Новый этап в жизни Леонардо да Винчи был связан с переездом в Милан, куда его отправил Лоренцо Медичи — глава Флорентийской республики, покровитель наук и искусств. Да Винчи получил работу инженера в придворном штате герцога Лодовико Сфорца, где изготавливал различные механические приборы для ведения боя и увеселения двора.

В Милане Леонардо да Винчи смог сфокусироваться на своем другом таланте — инженерном. Не забывал он и о живописи — за 17 лет службы у герцога мастер создал несколько значимых работ, среди которых картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», а также знаменитая фреска «Тайная вечеря».

Дама с горностаем, 1489–1490 гг., музей Чарторыйских, Краков

Снова переехать во Флоренцию да Винчи вынудило вторжение французов в Милан. В родном городе он смог применить свои инженерные навыки, поступив на службу к герцогу Чезаре Борджия. Герцога чрезвычайно интересовали военные механизмы, а сам он считался чуть ли не самым кровавым злодеем Италии. Однако да Винчи восхищался настойчивостью и упорством герцога и с удовольствием выполнял его поручения, которые включали не только проектирование и создание военной техники, но и разведывательную деятельность и подготовку местности к бою. К флорентийскому периоду творчества относится, пожалуй, самая известная картина Леонардо да Винчи — шедевр «Мона Лиза», который сегодня хранится в Лувре.

В 1516 году мастер снова переезжает — сначала в Рим, а затем во Францию, где под покровительством короля Франциска I, который дал Леонардо титул первого королевского художника, инженера и архитектора, счастливо проводит последние годы жизни. Скончался Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года, завещав многочисленные инструменты и записи своим ученикам.

Леонардо хотел быть погребенным в церкви святого Флорантена в Амбуазе, что и было сделано. Однако эта церковь была разрушена во время Французской революции в конце XVIII века (и позже при Наполеоне I). Предполагаемые останки Леонардо да Винчи были обнаружены в 1863 году и перенесены в часовню святого Губерта в парке замка Амбуаз, стоящем на реке Луаре.

Загадки «Моны Лизы»

Даже если вы никогда не интересовались искусством эпохи Возрождения, эту картину Леонардо да Винчи вы точно знаете. «Мона Лиза», также известная как «Джоконда», по праву считается одним из величайших живописных произведений всех времен. Героиню трудно идентифицировать, однако ученые и искусствоведы склоняются к тому, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо.

Загадочная улыбка Моны Лизы пленит и завораживает взгляды на протяжении вот уже 500 с лишним лет. Однако существует вполне научное, математическое объяснение притягательности полотна. Все дело в «золотом сечении» — приеме, который да Винчи использовал и в других своих работах, например, в «Тайной Вечере». Так, при детальном рассмотрении картины исследователи заметили, что ее композиция основана на нескольких «золотых треугольниках», которые составляют правильный звездчатый пятиугольник.

Мона Лиза, 1503-1505 гг., Лувр, Париж

Еще одной загадкой, связанной со знаменитой картиной, стали зашифрованные послания да Винчи — буквы и цифры, спрятанные на полотне. Эти шифры невозможно заметить невооруженным взглядом, однако при рассмотрении увеличенного изображения в левом зрачке женщины вы увидите буквы «L» и «V». По мнению ученых, так художник подписал свою картину, ведь «L» и «V» — первые буквы имени самого мастера. Другая секретная надпись — буквы «C» и «E» — таится в правом зрачке Джоконды. Однако тайна этого послания так и не была разгадана.

«Мона Лиза» вызывала у да Винчи особенно трепетные чувства, художник даже увез с собой картину во Францию. Этот факт дает искусствоведам еще одни интересный повод для размышлений — возможно, Леонардо да Винчи был тайно влюблен в Джоконду.

«Тайная вечеря»

Еще одна всемирно известная работа Леонардо да Винчи — «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Иисуса с учениками. Фреска, созданная по заказу герцога Лодовико Сфорца, находится на стене трапезной в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Тайная вечеря, 1495-1497 гг., Санта-Мария делле Грацие, Милан

Как и все творчество гениального мастера, эта работа окутана множеством тайн и загадок. По одной из легенд, прообразом Иисуса и Иуды был один и тот же человек. Считается, что образ Иисуса мастер писал с юного церковного певца, а образ Иуды — с нищего пьяницы, которого художник встретил на улице. Фреска «Тайная вечеря» настолько масштабна (460×880 см), что смотреть на нее нужно с определенного ракурса, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. Считается, что лучше всего рассматривать произведение, отойдя от него на 9 метров и поднявшись на 3,5 метра над уровнем пола.

«Витрувианский человек»

«Витрувианский человек» — знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, который создавался как иллюстрация и практическое пособие к книге римского архитектора Марка Витрувия. Пожалуй, именно этот рисунок прочнее всего ассоциируется у современного человека с работой и личностью Леонардо да Винчи.

«Витрувианский человек» представляет собой изображение мужских фигур, наложенных друг на друга. Первая фигура, вписанная в окружность, представлена с раскинутыми в стороны руками и ногами. Вторая изображает мужчину с раскинутыми руками и сведенными вместе ногами, и вписана она уже в квадрат.

Витрувианский человек Леонардо

Записи самого да Винчи свидетельствуют о том, что он рисовал «Витрувианского человека» с целью изучения пропорций человеческого тела. Загадочность образа, гениальность изображения и точность переданных пропорций подарили рисунку мировую славу. Рисунок и пояснения к нему называют «каноническими пропорциями» и используют как символ симметрии человеческого тела и всей Вселенной.

Крылатые машины, воздушный винт и парашют

Леонардо да Винчи вошел в историю не только как гениальный художник, но и как талантливый ученый и прирожденный экспериментатор.

Настоящей страстью да Винчи были полеты: Леонардо был убежден, что рано или поздно небо должно покориться человеку. Поэтому он неутомимо изучал полеты птиц, скорость ветра и воздушных потоков, ища пути воплощения своей мечты в реальность. В чертежах да Винчи можно найти самые разные прототипы современных летательных аппаратов.

Орнитоптер Леонардо

Модели первых летающих машин, спроектированные мастером, были основаны на принципе имитации маховых движений крыльев птиц и летучих мышей. Сами «крылья» приводились в движение за счет работы человеческих рук и ног. Следующей моделью летательного аппарата да Винчи стал орнитоптер с лежачим пилотом. Двигая руками и ногами, пилот в положении лежа должен был управлять механизмами машущих крыльев.

Особенно примечателен проект вертикального летательного аппарата, который вполне можно назвать прообразом современного вертолета. Из чертежа видно, что да Винчи предполагал наличие специальной «кабины», в которой должен был находиться человек. Машина приводилась в движение за счет крестообразных взмахов крыльями.

Воздушный винт Леонардо

Еще одно уникальное изобретение да Винчи — воздушный винт. Этот аппарат должен был отрываться от земли, просто ввинчиваясь в воздух.  Леонардо предполагал два способа приведения машины в движение — для первого требовалось раскрутить винт при помощи людей, которые двигались бы вокруг оси и толкали рычаги. Второй способ предполагал запуск винта быстрым раскручиванием троса под осью аппарата.

Леонардо да Винчи также считается первооткрывателем парашюта, однако его изобретение предназначалось не для спасения человека при падении с большой высоты. По задумке средневекового гения, устройство пирамидальной формы должно было подарить человеку возможность плавного перемещения по воздуху.

Модель парашюта Леонардо

Чудеса на колесах

Леонардо да Винчи проектировал не только удивительные летательные аппараты, но и наземные движущиеся машины. Так, например, ему приписывают создание прототипа автомобиля. Внешне «автомобиль» да Винчи больше напоминал телегу, которая, впрочем, приводилась в движение самостоятельно — при помощи пружинного механизма.

Другим наземным транспортом, идею которого также подал гениальный итальянский ученый, стал велосипед. Именно в работах Леонардо да Винчи была впервые описана идея передачи движения с одного колеса на другое при помощи цепи. И хотя предшественник велосипеда, изображенный на эскизах да Винчи, не имел ни сидения, ни руля, именно эти эскизы послужили основой для создания современных «железных коней».

Велосипед Леонардо

Первый прожектор и первый пулемет

Кажется, что да Винчи проводил опыты практически во всех областях науки, и оптика не стала исключением. Изучая оптические процессы и трудясь над созданием телескопа и линз, Леонардо создал еще одно незаменимое приспособление — первый театральный прожектор. Для освещения сцены он предложил использовать специальный ящик, одна из стенок которого заменялась толстым увеличительным стеклом. Внутрь ящика помещали обыкновенную свечу.

Реконструкция пулемёта Леонардо

Не прошли даром для изобретателя и годы службы при дворе герцога Чезаре Борджия, который страстно увлекался военной техникой и оружием. Именно тогда у Леонардо родилась идея первого пулемета. Сам изобретатель назвал свое творение «мушкетом в форме органной трубы», а принцип его действия заключался в непрекращающейся пальбе по противнику при помощи трех вращающихся огнестрельных стволов.

Технические решения и идеи, которые предлагал гениальный мастер эпохи Возрождения, впечатляют и современного человека. После себя Леонардо да Винчи оставил десятки разнообразных изобретений, многие из которых значительно опередили свое время. 

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Футбольный век Северной столицы
Адмирал Нахимов — честь и слава русского Военно-морского флота
70 лет знаменитой всесоюзной стройке — Волго-Донскому судоходному каналу
Воплощенная в бронзе история России