Истории
24.05.2021
Санкт-Петербург
0

Трудный путь
Из истории газификации Ленинграда

Санкт-Петербург всегда был городом передовых технологий, научных открытий и экспериментов. Именно здесь зародилась и получила свое развитие российская газовая отрасль. Самоотверженный труд ленинградских газовиков позволил создать для городского хозяйства и промышленности Ленинграда, а позже Петербурга современную, эффективную систему газоснабжения.

С появлением электричества в конце XIX века произошла переориентация в использовании горючего газа для удовлетворения топливных потребностей и бытовых нужд населения. Было газифицировано около 10 тыс. квартир в центральной части Санкт-Петербурга. Плиты, водонагреватели и другое газовое оборудование разрабатывали и изготавливали на заводах города.

К 1941 году в Ленинграде пользовались коксовым газом 150 тыс. человек. Великая Отечественная война прервала работы по дальнейшей газификации города. К концу 1941 года газ перестал поступать в квартиры ленинградцев. Заводы, газовые сети и сооружения на них были сильно повреждены артиллерийскими обстрелами и постоянными бомбежками.

Но уже 10 июня 1945 года, практически через месяц после Дня Победы, было принято постановление правительства СССР «О восстановлении сланцевой промышленности Эстонской ССР, Ленинградской области и об обеспечении газом города Ленинграда». А 5 января 1946 года население центральных районов Ленинграда вновь получило газ — был восстановлен и реконструирован коксогазовый завод на Обводном канале. Для обеспечения топливно-энергетических потребностей города в это время ежедневно поступало: 110 цистерн нефти, 550 вагонов угля, 14 тыс. кубометров дров, более 9 тыс. тонн торфа. Уголь, нефть, керосин нужно было доставлять за тысячи километров. Пожилые ленинградцы помнят, как на кухнях работали примусы, керосинки, как приходилось бегать с бидончиком в керосиновую лавку. Загрязненность воздушной атмосферы вредными веществами была очень высока. Топливно-энергетическую и экологическую проблему необходимо было решать на новой технической основе, на базе широкой газификации бытовых, коммунально-бытовых и промышленных потребителей.

Для реализации этих задач по решению Ленгорисполкома 2 августа 1945 года была создана проектная организация — трест «Газтеплопроект», который получил в 1945 году статус государственного проектного института «Ленгипроинжпроект». Директором института был назначен К. Ф. Горшков, человек великолепных организаторских способностей, превосходно знающий городское хозяйство Ленинграда. Главным инженером стал талантливый инженер и выдающийся ученый Н. Л. Стаскевич. Работая в институте, он в 1958 году возглавил кафедру теплотехники и теплоснабжения Ленинградского инженерно-строительного института и трудился на этой должности более 25 лет. С 1986 года, после ухода Н. Л. Стаскевича на пенсию, заведующим кафедрой теплогазоснабжения и охраны воздушного бассейна стал профессор Г. Н. Северинец.

13 сентября 1945 года была создана дирекция строительства газопровода Кохтла-Ярве — Ленинград. Были построены мощные сланцеперерабатывающие заводы в городах Кохтла-Ярве и Сланцы, проложены две нитки магистральных газопроводов, по которым сланцевый газ поступал в Ленинград, организована трехступенчатая система газоснабжения города с газгольдерами, газораспределительными станциями (ГРС) и газорегуляторными пунктами (ГРП). К созданию газового хозяйства оказались привлечены многие городские организации и предприятия. К 1946 году коллектив «Ленгазсетьстроя» завершил восстановление старых газовых сетей и приступил к строительству новых. Примерно через год была завершена газификация центральной части города.

9 сентября 1948 года город принял сланцевый газ. Большой вклад в решение этих задач, подготовку кадров газовиков, разработку нормативной и технической документации, правил безопасности внесли инженеры и ученые Ленинградского инженерно-строительного института, управления «Ленгаз», Лентрансгаза, Госгортехнадзора, проектных институтов «Ленгипроинжпроект», «Гипроспецгаз», «Ленгипрогаз» (с 1974 года — «Ленгипронефтехим»), Академии коммунального хозяйства, треста «Газтеплострой» и др.

Приходилось впервые решать самые сложные технические и инженерные проблемы, не имевшие аналогов в мировой практике. Газовое топливо стало широко и успешно использоваться для бытовых потребителей и промышленных предприятий, объектов теплоэнергетики. Зарождались и внедрялись идеи, которые и сейчас остаются новаторскими.

За короткое время было в десять раз увеличено количество газифицированных квартир, построены сотни километров городских газопроводов, газгольдерные парки, ГРС, ГРП и газорегуляторные установки (ГРУ). Ленинград стал выпускать газовые приборы и аппараты, запорную арматуру, трубы, контрольно-измерительные приборы (КИП) и другие необходимые для системы газоснабжения и использования газа установки.

В июне 1957 года принято историческое решение о снабжении Ленинграда природным газом. Так началась новейшая история развития системы газоснабжения города. В 1959 году была налажена подача природного газа из Ставропольского месторождения по магистральному газопроводу Серпухов — Ленинград диаметром 720 мм и протяженностью 803 км. Проектная мощность газопровода — 4,2 млрд кубометров природного газа в год. И 8 августа 1959 года на ГРС «Шоссейная» был зажжен факел природного газа. В 1968 году запущен в эксплуатацию второй магистральный газопровод природного газа Белоусово — Ленинград диаметром 1020 мм и протяженностью 857 км, проложенный параллельно газопроводу Серпухов — Ленинград.

К началу 1970 года в Ленинграде проложили 1791 км уличных газовых сетей (в том числе высокого давления — 189 км, среднего — 613 км), 1913 км дворовых, построили четыре газгольдерных станции, 104 дюкера, пять мостопереходов, 318 сетевых и 219 шкафных газорегуляторных пунктов. Пушкин и Петродворец также были обеспечены природным газом. Сестрорецк, Кронштадт, Зеленогорск и прилегающие к ним поселки снабжались сжиженным углеводородным газом. Позднее, в 1972 году, был построен газопровод Ленинград — Выборг — Госграница для подачи газа в Финляндию.

Потребление газа в течение года в зависимости от сезона изменяется. Для выравнивания сезонной неравномерности и бесперебойного снабжения Ленинграда и области в зимний период городу были необходимы резервные запасы газа, и с 1963 года были введены в строй Колпинское и Гатчинское, а позднее и Невское подземные хранилища газа в пористых водоносных пластах. Гатчинское хранилище газа — единственное в мировой практике — создано в полозалегающем пласте. В то же время стала работать Ленинградская станция подземного хранения газа.

Магистральный газопровод Кохтла Ярве — Ленинград

В соответствии с генеральной схемой, разработанной институтом «Ленгипроинжпроект», систему газоснабжения города реконструировали, а по сути, построили заново для приема смешанного (смесь сланцевого и природного) и в дальнейшем природного газа. Следует отметить, что ленинградские специалисты впервые разработали, обосновали и внедрили метод бесперебойного перевода системы газоснабжения крупнейшего города с искусственного на смешанный и далее на природный газ. Удалось решить комплекс научно-технических проблем и обеспечить высокую пропускную способность, надежность, экономичность системы газоснабжения.

В эти годы (1955—1965) шло массовое строительство газопроводов, ГРП, ГРС, сооружений и установок новой системы газоснабжения Ленинграда. Созданы специализированные организации и предприятия для выполнения этих задач (среди них и трест «Ленгазтеплострой»).

Можно сказать, что Н. Л. Стаскевич создал ленинградскую российскую школу газовиков, в состав которой вошли известные в стране специалисты: З. В. Соловьев, С. Ф. Бармин, В. А. Горшков, А. В. Миронов, К. Ф. Горшков, С. А. Курюкин, И. А. Шур, Г. Н. Северинец, Б. И. Млодок, Н. Д. Георгиевская, И. А. Иссерлин, Н. А. Барбухин, М. А. Нечаев, А. Н. Плотникова, В. Н. Рощина, Е. И. Берхман, А. В. Шалин и многие другие.

В период Великой Отечественной войны (1941—1945) под руководством Н. Л. Стаскевича и при непосредственном его участии было организовано производство светлых жидких продуктов и газа из отходов резины, кислого гудрона, древесных смол и других материалов. Это позволило в трудные годы блокады перевести значительную часть автомобильного транспорта на заменители бензина, доставлять который в Ленинград было весьма трудно, а иногда и невозможно.

Под руководством Н. Л.Стаскевича в институте «Ленгипроинжпроект» разработаны проекты газоснабжения более 100 городов и крупных населенных пунктов страны, среди которых Рига, Минск, Волгоград, Таллин, Вильнюс, Ташкент, Воронеж, Челябинск и другие.

Добавить в закладки
Поделиться
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к обсуждению

Комментариев нет

Читайте также
Следует шить
Шуйским текстильщикам газ в помощь
Газ на службе Господа