Сочинский итальянский дворец

Светлана Устинович, советник генерального директора по связям с общественностью АО «Сочигоргаз»

Сочинский художественный музей имени Д. Д. Жилинского является одним из крупнейших музеев Черноморского побережья Юга России. В нем хранится несколько тысяч произведений, которые охватывают невероятный по исторической широте диапазон — от античности до наших дней. Само здание также является произведением искусства — музейный комплекс Сочинского художественного музея, построенный в 30‑х годах 20‑го столетия, включен список памятников архитектуры федерального значения.

Каким должно быть искусство в Советском Союзе? Каким должен быть главный курорт советской страны? Ответы на эти непростые вопросы в 30‑е годы 20‑го века были четкими и однозначными. Лучший курорт Советского Союза должен быть лучшим во всем, и все в нем должно быть прекрасно: и лечение, и здания, и ландшафт, и объекты культуры. Концепция курорта в те годы была такова — советские труженики должны получать самое современное лечение, а в свободное от лечебных процедур время — приобщаться к высокой культуре.

Здание Художественного музея было построено именно в то бурное амбициозное время, когда Сочи был объявлен всесоюзной стройкой, задачей которой было создание города счастья, символа рая на земле, мечта об отдыхе, в котором должна была вдохновлять каждого, кто живет и работает в СССР. Решение такой сложной задачи доверили одному из выдающихся архитекторов того времени — академику Ивану Жолтовскому. Знаток и ценитель античного искусства, он задумал и создал на склоне горы у моря настоящий итальянский дворец с величественным фронтоном, утопающим в пышной зелени парка.

Здание было построено в кратчайшие строки — всего за два года, и в нем разместилось управление Уполномоченного ЦИК СССР в Сочи-Мацестинском районе по курортным вопросам. Выражаясь современным языком, это было офисное здание, предназначенное для размещения управления по строительству курорта. В те годы Уполномоченным ЦИК работал бывший управляющий Кремля Александр Метелев, который возглавлял управление и фактически руководил генеральной реконструкцией Сочи вплоть до 1937 года.

В величественном здании в итальянском стиле обсуждались самые острые вопросы городской жизни: водоснабжения, развития городских дорог, транспорта, медицины и другие. Здесь также много уделяли внимания искусству — в Сочи приезжали лучшие художники страны, которые писали свои картины, вдохновляясь красотой окрестных пейзажей и Черного моря. В здании Управления регулярно проводились выставки работ советских художников, и взыскательная комиссия решала, какую из картин в какой санаторий отправить и где разместить. Ведь советский труженик должен отдыхать в окружении прекрасных произведений искусства и чувствовать себя элитой общества.

Когда всесоюзная стройка в Сочи была завершена и необходимость в размещении Управления отпала, здание продолжали использовать для нужд курорта. Некоторое время в нем размещался городской комитет КПСС, а после строительства нового здания для горкома партии на улице Советской, сооружение было передано управлению культуры. В октябре 1976 года в нем разместился Выставочный зал, и с тех пор дворец, построенный Жолтовским, стал главным экспозиционным центром постоянно растущего Сочи.

Впоследствии Выставочный зал был преобразован в Сочинский художественный музей, а в 2020 году ему было присвоено имя народного художника РСФСР, академика Академии художеств СССР, профессора, лауреата Государственных премий, советского и российского живописца и графика Дмитрия Жилинского.

«Сегодня Сочинский художественный музей хранит обширную коллекцию произведений искусства. В фондах музея находится более шести тысяч единиц хранения — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, есть даже иконопись и античные артефакты, — рассказывает старший научный сотрудник музея Екатерина Хотинова. — Основная функция музея — сохранение культурного наследия. Очень интересно, что среди произведений живописи, которые мы храним, практически нет идеологических сюжетов — заводов, фабрик, а наоборот, очень много натюрмортов, праздничных пейзажей, размышлений художников о море, солнце. В Сочи приезжали художники со всех концов Советского Союза, поэтому в коллекцию музея входит много картин мастеров союзных республик. Можно сказать, что в нашем музее представлен уникальный срез живописного искусства советского периода.»

Неизменный интерес ценителей искусства вызывает постоянная экспозиция музея, которая включает в себя работы многих выдающихся художников дореволюционного и советского периодов. В залах музея на постоянной основе представлены полотна Бориса Кустодиева, Давида Бурлюка, Петра Кончаловского, Николая Фешина, Ивана Айвазовского, Валентина Серова, Ивана Шишкина, Василия Поленова.

В музее в разные годы проводились выставки из коллекций музеев Италии (Генуэзское меццаро), Германии и Австрии (Современное искусство ХХ век), Великобритании (Волшебный карандаш и видеоарт «Сожженные стихи»), крупнейших музеев СССР и Российской Федерации, в том числе выставки из Государственного Эрмитажа, Государственной картинной галереи Армении, фотовыставки к 1000-летию крещения Руси, персональные выставки Николая Рериха, Дмитрия Жилинского, Зураба Церетели.

Несмотря на бурный рост курорта в предолимпийское и постолимпийское время, открытие новых экспозиционных площадей и трансформацию взглядов на суть и значение курортного отдыха, Сочинский художественный музей продолжает оставаться центром изобразительного искусства Юга России. В просторных залах музея, построенных в лучших традициях античного зодчества, кипит современная культурная жизнь. Постоянная экспозиция неизменно дополняется новыми выставками, которые знакомят сочинцев и гостей курорта с молодыми современными художниками. В этом огромная заслуга сотрудников музея — людей, глубоко любящих искусство, по-настоящему преданных своему делу, готовых делиться своими знаниями и открытиями с каждым, кого интересует тонкий мир живописи.

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Воплощенная в бронзе история России
Викторина ко Дню российского кино
Спорт в искусстве
240 лет Медному всаднику – символу Петербурга