Истории
09.10.2021

Слава честным почтальонам с толстой сумкой на ремне!
9 октября — Всемирный день почты

Всемирный день почты ежегодно отмечается 9 октября. В этот день на швейцарском конгрессе в 1874 году был сформирован Всемирный почтовый союз. Праздник входит в список Международных праздников ООН и отмечается в рамках ежегодной Международной недели письма.

Сложно переоценить важность почты для общества. Сегодня в почтовой сети работают миллионы сотрудников. Эта система на протяжении веков продолжает объединяет людей по всему миру.

От самых истоков

Общение — базовая человеческая потребность и ценность. Первые способы передачи информации — наскальные надписи — появились еще у пещерных людей. Позднее люди научились обмениваться сообщениями на расстоянии с помощью сигнальных костров и барабанов. Конечно, такой способ связи еще нельзя было считать настоящей почтой, но зародилось почтовое сообщение именно так.

С развитием человеческой цивилизации возрастала и потребность в получении известий издалека. Около 5 000 лет назад появились первые глиняные письма, они получили распространение в Месопотамии. Примерно в то же время возникла почтовая связь в Египте. Египетская почта использовалась преимущественно в военных целях и не предназначались для «простых смертных». Древнейший почтовый документ, дошедший до наших дней, был найден на территории Египта и датируется 255 годом до н. э.

Древнеегипетский рисунок

Почтовое дело в Персидской монархии — в виде четкой системы почтовой связи, известной под названием «ангарейон», — было введено в VI веке до н. э., во времена царя Кира II (550–529 до н. э.). Передача сообщений осуществлялась главным образом через конных гонцов (ангаров). Однако имеются указания на то, что подобная почтовая система существовала в Персии намного раньше. Из описаний Геродота и Ксенофонта известно, что при Кире II на важнейших дорогах были установлены почтовые станции, удаленные друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади. Эти станции служили курьерам для отдыха.

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400–500 стадий.

Гонцы-бегуны в Древней Греции

Самый известный из этих курьеров был Фидиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донес в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения.

В Римской республике постановка почтового дела была, вероятно, заимствована у персов. Гай Юлий Цезарь заложил основы для создания собственно государственной почты, которая возникла и получила значительное развитие при императоре Августе. В те времена почта называлась cursus publicus («курсус публикус» — государственная почта). Благодаря единой почтовой сети существовала связь между отдельными частями Римской империи. Это была огромная, разветвленная система почтовой связи, которая работала по четкому регламенту. Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях. Поставка лошадей, других средств передвижения и всадников составляла натуральную повинность окрестного населения и жителей покоренных стран, на которых содержание почты ложилось крайне тяжким бременем.

Римская почта (cursus publicus) доставляла по хорошим дорогам

Хотя деятельность римской государственной почты и ограничивалась правительственными надобностями, она имела крупное значение. Если Цезарь, пользуясь переменными частными лошадьми, мог делать 100 миль в день, то Тиберий с помощью cursus publicus проезжал в день расстояние, вдвое большее. Организация эта продержалась до падения Западной Римской империи, с ее падением исчезла и имперская почта. В Восточной Римской империи государственная почта просуществовала приблизительно до 520 года.

Попытки воссоздать централизованное почтовое сообщение возобновились в Европе только в Средневековье. Католическая церковь организовала систему монастырской почты. Монастырские гонцы поддерживали связь между отдельными монастырями и Римом, между монашескими орденами и братствами. Снова появились станции отдыха, где гонцы могли не только отдохнуть, но и поменять лошадей. Именно отсюда произошло слово «почта»: оно восходит к итальянскому «statio posita in…», что переводится как остановка для смены лошадей.

С наступлением эпохи Просвещения произошел бум торговли, науки и культуры, а это сформировало потребность в обмене сообщениями на большие расстояния. В городах появились «службы доставки», которые обслуживали купцов, ремесленников, студентов и других горожан.

Почтовый гонец с рожком, XVIII в.

В начале XVII века во ногих европейских странах появляется государственная почтовая служба. Именно тогда почтовое сообщение становится доступным для широких масс. Появление сети железных дорог в XIX веке способствовало динамичному развитию почтового сообщения. Тогда у писем появился фиксированный срок доставки: например, письмо из Англии в Японию шло чуть больше месяца.

Карета Королевской почты (Великобритания, ок. 1820)

 Развитие почты в России

Некоторые историки считают, что в России почта возникла во время монголо-татарского нашествия. Тогда на главных дорогах стояли почтовые станции, или «ямы», на которых гонцы меняли лошадей — отсюда и знакомое нам слово «ямщик». Термин «почтальон» возник в 1716 году, до этого почтовые служащие назывались «почтарями».

В рамках реформ Петра I в России появилась междугородняя почтовая связь: почтовые конторы и почтамты стали открываться в крупных городах страны.

Первая в России городская почта была открыта в Санкт-Петербурге в 1833 году: до этого отправить корреспонденцию можно было только в другой город и за границу. Отсутствие внутригородской почты было серьезной проблемой не только для населения, но и для предприятий, которым приходилось содержать большой штат посыльных.

М. В. Нестеров, «Гонец», 1936 г.

После открытия городской почты Санкт‑Петербург был поделен на 17 почтовых округов. Пункты приема писем располагались в обычных торговых лавках, которые работали допоздна. В каждом округе было два почтальона. Они собирали корреспонденцию несколько раз в день и относили ее на почтамт. После сортировки письма штамповались и разносились по адресам.

Почтовые услуги пользовались высоким спросом, и вскоре штат городской почты и сеть пунктов приема пришлось расширить. В 1838 году почтальоны начали доставлять периодические издания — первой была газета «Северная пчела». В 1848 году на улицах Петербурга появились почтовые ящики, что позволило отказаться от услуг лавочников. Вслед за Петербургом городскую почту открывают и в Москве. К началу ХХ века городские почтовые отделения были уже во всех городах России.

Почтовая марка СССР

Стоит отметить, что с петровских времен и до распада СССР почта в России была государственной монополией. Первые коммерческие почтовые компании в нашей стране возникли только в 1996 году. Сегодня многочисленные частные компании занимаются курьерской доставкой почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылкой посылок и распространением периодической печати. Однако 97% рынка доставки письменной корреспонденции и 96% рынка доставки посылок по-прежнему занимает «Почта России».

История почтовой марки

Первая почтовая марка появились в Англии в 1840 году — такой способ оплаты почтовых отправлений придумал английский учитель Роланд Хилл. В народе эту марку называли «черный пенни», так как для ее печати использовалась черная краска, а стоила марка по тем временам один пенни. Она представляла собой миниатюрный прямоугольник с изображением королевы Виктории и указанием номинала.

Марка “Черный Пенни”

Изначально у почтовых марок не было зубцов, и их можно было отделить от пачки только с помощью ножниц. Перфорированные марки, использующиеся по сей день, появились в 1854 году. Эта технология не утратила актуальности и по сей день. Для создания зубчиков используется специальная перфорационная машина, созданная ирландским инженером Генри Арчером. Он запатентовал свое изобретение и получил за него 4 000 фунтов стерлингов. Вслед за Англией марочную систему ввели страны Европы, Латинской Америки и США.

Один из символов Великобритании – красный почтовый ящик

В России доставку писем долгое время оплачивали наличными. После оплаты на конверт ставился специальный штамп с гербом Российской Империи и ценой отправления — по десять копеек за лот (12,8 г) и одну копейку за конверт. Чем тяжелее был конверт с письмом, тем больше приходилось платить за почтовую пересылку. Цвет штемпеля мог быть черным, красным или синим.

В 1856 году был утвержден проект первой российской почтовой марки — цветной рисунок был выполнен Францем Кеплером и отображал рельефный медальон с гербом Почтового департамента и водяным знаком. Отпечатанные пробные экземпляры марок утвердил сам император Александр II.

Филателия — коллекционирование марок

Изначально марки использовались только как средство оплаты почтовых услуг. Однако они настолько понравились людям, что вскоре стали предметом коллекционирования. Сегодня филателия является одним из самых популярных хобби в мире.

Как мы уже знаем, «Черный пенни» — считается первой почтовой маркой в истории. «Черный пенни» напечатали в 1840 году огромным для того времени тиражом 68,8 млн экземпляров. На сегодняшний день в мире сохранилось довольно много однопенсовых марок. Гашеные, то есть со следами почтового штампа, можно приобрести по цене от $200, в то время как чистые «Черные пенни» стоят от $6000.

Самой же дорогой на сегодняшний день маркой в мире является «Британская Розовая Гвиана». 17 июня 2014 года на аукционе Sotheby’s она была продана за более чем $9 млн. «Британская Гвиана», напечатанная черной краской на пурпурной бумаге и изначально стоившая 1 цент, бьет собственный рекорд продаж уже в четвертый раз. В первый раз, в 1922 году, она ушла с молотка за $35 000, в последний, в 1980-м, — за $935 000. «Мону Лизу» в мире марок, как ее окрестили специалисты, произвели в бывшей британской колонии Гвиане (Гайане) в Южной Америке. Основная ценность этого экземпляра в том, что он считается единственным оставшимся из ограниченного тиража 1856 года.

Первое общество российских филателистов — «Московское общество собирателей почтовых марок» — было основано в 1883 году. Самая раритетная российская марка — «Тифлисская уника». Она издавалась в 1857 и 1869 годах номиналом в 6 и 3 копейки соответственно.

Самые большие в мире филателистические коллекции принадлежали президенту США Франклину Рузвельту и президенту Индии Джавахарлалу Неру. Уникальная коллекция почтовых марок, хранящаяся в Центральном музее связи имени А. С. Попова в Петербурге, насчитывает свыше 3 миллионов марок со всего мира.

7 интересных фактов о почте

  1. Американская почтовая система — самая крупная в мире. Она обеспечивает рабочие места для 617 000 человек и ежегодно доставляет более 200 млрд писем и посылок.
  2. В начале ХХ века в Америке разрешалось пересылать детей по почте. Стоила эта услуга значительно дешевле, чем билет на поезд для ребенка, а за детьми в пути присматривали почтовые служащие.
  3. Первые почтовые ящики появились во Флоренции в XVI веке. Использовались они преимущественно для сбора анонимных доносов на ученых и философов.
  4. В Республике Вануату, расположенной на тихоокеанских островах, работает единственное в мире подводное почтовое отделение. Это одновременно и действующая почта, и отличное развлечение для туристов.
  5. Автор самого длинного в мире письма — англичанин Элан Форман. Письмо, адресованное миссис Форман, было отправлено в 1984 году и насчитывает 1 402 344 слов. Говорят, автор писал его два года.
  6. Первые почтовые штемпели появились в XVII веке. Их придумал Генеральный почтмейстер Англии полковник Генри Бишоп, уставший от постоянных жалоб клиентов на задержку корреспонденции.
  7. Старейшее ныне действующее почтовое отделение находится в Шотландии (открыто в 1712 году), а самый старый сохранившийся почтовый ящик — в Великобритании, на острове Гернси (установлен в 1853 году).
Юридическая лазейка в 1913 году позволяла отправлять младенцев по почте
Американская почтовая система — самая крупная в мире

 

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Встречают по прическе
13 сентября — День парикмахера
Петр и Феврония. Жизнь во имя любви
Устами генеральных
Реклама в СССР
23 октября — День работников рекламы