Регионы
01.06.2021
Саратов

Саратов — начало большого газа

Людмила Юнева, начальник Группы по связям с общественностью и СМИ

75 лет назад в поселке Елшанка около Саратова разведочная скважина № 1 дала первый газ — метан, который поступал по первому газопроводу в поселок Развилка Московской области. Этот маршрут заложил основу для создания Единой системы газоснабжения в нашей стране.

Первые упоминания о неизвестном газе, просачивающемся из земли на месте будущего Саратова, относятся к Уве́ку (Укеку) — одному из крупнейших городов Золотой Орды позднего Средневековья. Археолог и профессор Саратовского университета, руководитель археологических экспедиций в Увеке Франц Баллод обнаружил «почти сплошной след пожарища: угли, зола, обгорелое дерево, обгорелые останки». Многие факты указывали на то, что в этом месте произошел мощный взрыв. Также среди местных жителей ходило поверье о «дыхании» драконов, живущих в недрах высокой горы Каланчи над Увеком, были и свидетельства о случаях массовой гибели овец от просочившегося неизвестного газа. Результатом этих исследований профессора Баллода стала версия о газовом взрыве, разрушившем древний город.

Самые первые и достоверные упоминания об открытии природного газа на саратовской земле исследователи относят к 1840 году. В районе Глебучева оврага (в то время окраины Саратова) мещанин Поздняков однажды обратил внимание на «смрадное зловоние» из подвала своего дома. Он зажег свечу и открыл крышку подпола. В тот же момент раздался сильный хлопок, начался пожар. Сгорели все припасы в подвале. После этого случая местная врачебная управа произвела обследование погреба, выявив «обильные запасы газа, годного для освещения».

В начале ХХ века в Саратовской области случайно найденное месторождение газа принесло людям ощутимую пользу. Саратовский купец Мельников бурил артезианский колодец и на глубине 100 метров наткнулся на странное явление: из земли подул «сильный ветер». Пробы этого «ветра» подтвердили наличие в нем газа метана. Проявив русскую смекалку, купец выстроил на этом месте стекольный и кирпичный заводы. Но пользовался подарком природы недолго. Пришла октябрьская революция, и частное предприятие стало государственным заводом «Стеклогаз».

В Стране Советов понимали ценность нового углеводородного сырья. В начале 1920-х годов академик Иван Губкин высказал революционное по тем временам предположение о наличии месторождений природного газа в Поволжье, в частности, в Саратовской и Самарской областях.

К открытию мощных месторождений природного горючего газа около Саратова привели исследования под руководством профессора СГУ им. Н. Г. Чернышевского Бориса Можаровского. В апреле 1941 года было начато разведочное бурение в районе поселка Елшанка. Геологом скважины был назначен Измаил Енгуразов, с тех пор посвятивший себя развитию газовой промышленности в Саратовской области.

Тем временем в стране началась Великая Отечественная война. Гитлеровская Германия постепенно, шаг за шагом, лишала СССР запасов углеводородов. Топливные затруднения начались и в Саратовской области, где разместились не менее 50 крупных эвакуированных предприятий, выпускающих продукцию для фронта. Заводы нуждались в топливе и электроэнергии. Летом 1942 года было принято решение построить газопровод «Елшанка — Саратовская ГРЭС».

Газопровод Елшанка – Саратов

Земляные работы на трассе газопровода были трудными и упорными. На рытье траншей под прокладку газопровода вышли тысячи горожан — рабочие, служащие, студенты, домохозяйки, подростки работали круглосуточно. Строительство вели с двух сторон — от Елшанки к городу и от электростанции в сторону Елшанки. Сварщики, чтобы не нарушать светомаскировку, трудились под специальными колпаками. В итоге 18,6 километра трассы были пройдены в рекордно короткие сроки — за 35 дней. И 30 октября 1942 года елшанский газ поступил в топку одного из реконструированных котлов Саратовской ГРЭС. За первые же сутки работы котел выработал 100 тысяч кВт×ч электроэнергии, сэкономив 130 тонн угля.

Заводы и предприятия Саратова в труднейшие месяцы войны, в дни Сталинградской битвы бесперебойно снабжались энергией. Областная газета писала в те дни: «Газ был важным рубежом в дни Сталинградской битвы. Он помог ковать оружие победы в дни наступательных боев нашей Армии». Большое значение бесперебойная объемная подача электроэнергии имела для Саратовского авиационного завода, выпускавшего конвейерным потоком самолеты-истребители ЯК-1 и позже ЯК-3.

В 1943 году около поселка Курдюм в Саратовской области было обнаружено еще одно газовое месторождение с дебитом 1 млн куб. м метана в сутки, а в 1944 году в регионе выявлены значительные запасы газа — 6 млрд куб. м.

Началом развития газовой промышленности СССР принято считать строительство магистрального газопровода «Саратов — Москва» в 1944–1946 годах. Это была одна из самых первых послевоенных строек нашей страны. Работы велись в тяжелейших условиях, при недостатке необходимых механизмов и машин. Руководство строительством было поручено Военстрою, который в то время возглавлял Лаврентий Берия.

В СССР не было опыта сооружения магистральных газопроводов большой протяженности, кроме того, не производились необходимые трубы и оборудование, поэтому Советский Союз обратился к руководству США с предложением поставить нужные материалы и направить в Америку советских инженеров для обучения. Оплата шла валютой и золотом.

Магистральный газопровод «Саратов — Москва» круглосуточно строили около 30 тысяч человек, масштаб объекта не имел аналогов. От Саратова до Москвы люди преимущественно вручную проложили 843 километра газопровода, преодолев леса, овраги, болота, множество естественных и искусственных препятствий, сделали 84 перехода через реки и каналы и 20 переходов через железнодорожные пути. Возвели шесть поршневых компрессорных станций, где стояли американские турбины-компрессоры общей мощностью 35 000 лошадиных сил. В общей сложности из траншей выло вынуто более 3,5 миллиона кубометров грунта. В СССР десятки заводов изготовили 9000 наименований оборудования и материалов, нужных газопроводу. Трубы протянули по Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областям.

Стройка завершилась в кратчайшие сроки. Но когда начались пробные пуски газа, строители столкнулись с проблемами закупорки труб образовавшимися гидратами и льдом. Требовалось найти способ эффективной продувки газопровода. После обсуждения со специалистами было решено использовать этиловый спирт. Нужны были буквально вагоны спирта! Несмотря на экономические трудности в стране, спирт для продувки магистрального газопровода был получен, и в июле 1946 года саратовский природный газ уже горел в московских квартирах.

Он дал огромную экономию городскому хозяйству столицы. Указом «За успешное выполнение заданий Правительства по строительству газопровода “Саратов — Москва” и организацию снабжения газом городов Москва и Саратов» от 17 августа 1947 года 550 человек были награждены орденами и медалями.

Во время прокладки газопровода «Саратов — Москва» строители и инженеры накопили уникальный опыт: прошли проверку новые методы и технологии строительства, которые позже легли в основу всей газовой промышленности страны. Например, именно здесь впервые применили поточно-скоростной метод ведения линейных работ, опробовали новые газосварочные аппараты, строительные механизмы и приспособления, впервые проверили на практике сварку встык тонкостенных газопроводных труб.

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Служебный нюх
Сотрудники региональных подразделений «Газпром Межрегионгаз» проходят добровольную вакцинацию от COVID-19
Тверь-городок, Петербурга уголок
Лучший брянский сварщик выступил на национальном конкурсе профмастерства «Строймастер»