Истории
24.07.2021

С нами Бог
и Андреевский флаг!
25 июля – День Военно-Морского Флота России

20 октября 1696 года боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что стало первым законом о флоте в России и официальным признанием его основания.

Российский Императорский флот возник как закономерное продолжение развития русской армии и флота на протяжении многих веков. Мореплавание на Руси зародилось еще на рубеже VII–Х веков. в 907 году в походе князя Олега на Византию участвовали, как свидетельствуют летописи, 2000 ладей с 80 тысячами воинов. Пройдя из Днепра по Черному морю в Босфор и осадив Константинополь, Олег принудил его к сдаче и заключил мир, по которому греки выплатили победителям богатую дань.

Однако во времена Древней Руси, а также в периоды феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия регулярного военно-морского флота просто не существовало.

Первый русский парусный корабль западноевропейского типа был построен в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Он предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Корабль тот имел 22 пушки и стоил казне 2 221 рубль.

В конце XVII века Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны. Единственным местом доступа страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 году. Выход на берега Черного и Балтийского морей стал для России исторической необходимостью. И для Петра I, взошедшего на престол в 1682 году, достижение этой цели составляло важную часть его государственной деятельности.

Петр I лично руководил постройкой первых кораблей

Решение о начале строительства флота боярская Дума приняла после обсуждения рапорта Петра I о Втором Азовском походе 1696 года против Турции, во время которого русские с помощью двух линейных кораблей, четырех брандеров и 23 галер, построенных на реке Воронеж, завоевали крепость Азов. Поэтому 20 октября 1696 года считается официальным днем рождения регулярного Военно-морского флота России. Первые корабли нового флота были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

Балтийский же флот России был создан во время Великой Северной войны 1700–1721 годов. Главный порт Балтийского флота находился сначала в Санкт-Петербурге, а после этого — в Кронштадте. Новые военные порты были также созданы в Выборге и Ревеле. Вначале судостроительными делами ведал Владимирский судный приказ, позднее они были переданы Адмиралтейскому приказу.

Линейный корабль, 1718 г.

В 1725 году русский флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, девять фрегатов, три шнявы, пять брандеров и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей, включая 253 галеры и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях, в том числе в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.

Морские офицеры были из дворян, матросы — рекруты из простонародья. Срок службы на флоте в те времена был пожизненный. Молодые офицеры обучались в Школе математических и навигационных наук, основанной в 1701 году в Москве, и их часто посылали для обучения и практики за границу. К службе были привлечены также зарубежные офицеры, кроме того, постепенно появлялась отечественная военно-морская школа. Большой вклад в ее основы внесли сам император, а также Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын, Федор Ушаков и многие другие.

В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления русского флота. А 22 октября 1721 года флот был переименован в Российский Императорский флот, так как сама Россия стала империей.

Созданный императором Петром I флот к 20-м годам XVIII века достиг зенита своей мощи. В этот период был введен новый штат флота, что выразилось в строительстве 54-пушечных кораблей и закладке в 1723 году первого 100-пушечного корабля «Петр Первый и Второй». Однако с 1722 года темпы кораблестроения быстро снижаются. После смерти Петра I дела в кораблестроении резко ухудшились. в 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 год — не заложено вообще ни одного корабля. в правление Петра II серьезно снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей флота.

Адмиралтейство, Санкт-Петербург, сер. 18 в.

Императрица Анна Иоанновна, племянница Петра I, в первых своих указах обратилась к проблеме восстановления флота. в декабре 1731 года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море. в 1732 году под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана для реформы флота была учреждена Воинская морская комиссия. В августе 1732 года принято решение о восстановлении закрытого в 1722 году Архангельского порта и военного кораблестроения в Соломбале, что сыграло огромную роль в развитии флота и кораблестроения. Создание Архангельской верфи давало возможность быстро и оперативно развернуть строительство большого числа кораблей, используя местную лиственницу и экономя ограниченные ресурсы корабельного дуба. Архангельская верфь стала фактически главной судостроительной базой Балтийского флота.

Императрица Елизавета Петровна продолжила курс предшественницы.

Следующий этап в усилении флота империи пришелся на вторую половину XVIII века, в период правления Екатерины II. Из-за войн с Турцией флот был значительно усилен, создана Дунайская военная флотилия и восстановлена Азовская.

Русско-турецкая война 1768–1774 годов закончилась победой Российской империи, в результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Черного моря между реками Южный Буг и Днестр. Во время Чесменского сражения 1770 года эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкий флот и добилась господства в Эгейском море.

Чесменское сражение

В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Еникале. Вскоре, в 1783 году, частью России стал Крым, и в том же году была основана главная база русского Черноморского флота — Севастополь. В 1778 году основан порт Херсон, в котором в 1783 году был спущен на воду первый корабль для Черноморского флота.

Русский Черноморский флот успешно боролся с турецким флотом на Черном море в следующей русско-турецкой войне 1787–1791 годов. в этой войне взошла и просияла звезда легендарного русского флотоводца Федора Ушакова, знаменитого на всем Востоке непобедимого «Ушак-паши». Считается, что Ушаков не потерял в боях ни одного корабля и ни один его подчиненный не попал в плен. Ушаков одержал победу в 43 морских сражениях и не потерпел ни единого поражения. Сражение у Фидониси, Керченское сражение, сражение у мыса Тендра и сражение у мыса Калиакрия, выигранные Ушаковым, принесли ему славу и зарекомендовали его как новатора и основателя русской тактической школы в военно-морском деле. По окончании войны Ушаков, продолжая командовать Черноморским флотом, вплотную занялся строительством Севастопольского порта.

Адмирал Федор Федорович Ушаков

В 1798–1800 годах император Павел I назначил вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова командующим российской эскадрой в Средиземном море, где тот проявил себя как крупный флотоводец и искусный политик. Он показал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно островом Корфу (Керкира), при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В 1799 году Ф. Ушаков был произведен в адмиралы.

К концу XVIII века российский флот стал третьим по величине в мире (первое и второе места заняли Великобритания и Франция соответственно). К 1791 году флот России насчитывал 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов.

Смотр Черноморского флота в 1849 году, Иван Айвазовский

В начале XIX века в состав российского флота входили Балтийский и Черноморский флоты, Каспийская, Беломорская и Охотская флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил, позже переименованное в Морское министерство.

Между 1803 и 1855 годом русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, разных океанов и тихоокеанского операционного региона.

В 1803–1806 годах под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского русские моряки совершили первое русское кругосветное плавание. А в 1819–1821 годах состоялась Первая антарктическая экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в результате которой была открыта Антарктида.

Российский флот также продолжал успешно вести военные действия. В ходе русско-турецких войн первой половины XIX века корабли русского флота совершили две экспедиции в Средиземное море. В ходе одной из них 20 октября 1827 года произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев был душой русской эскадры. Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны — лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов и гардемарин В. М. Истомин. За Наваринский бой линейный корабль «Азов» удостоился высшей награды — кормового георгиевского флага. Михаил Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом.

Наваринское сражение
Схема Наваринского сражения

Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павлу Нахимову, Владимиру Корнилову и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.

Однако медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной ее отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году в русском флоте не было ни одного парового линейного корабля.

Война, начавшаяся между Россией и Турцией, вскоре переросла в войну между Россией с одной стороны и коалицией в составе Англии, Турции, Франции и Сардинии — с другой.

Синопское сражение, Иван Айвазовский

В самом начале войны русский Черноморский флот под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова разгромил турецкую эскадру в знаменитом Синопском сражении, которое вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. в конечном итоге это стало поводом для Великобритании и Франции к вступлению в войну (в марте 1854 года) на стороне Османской империи.

Силы сторон оказались неравными. Черноморский флот был частично затоплен в бухте Севастополя, а моряки сошли на сушу для обороны города. Блокада Севастополя осенью 1854 года стала кульминацией Крымской войны. Осада продлилась 11 месяцев — 350 дней. в ходе осады союзники провели шесть массированных артиллерийских бомбардировок города с суши и моря.

Севастопольскую оборону возглавлял начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. А. Корнилов, а после его гибели — командующий эскадрой вице-адмирал П. С. Нахимов. Настоящим «гением» обороны Севастополя стал военный инженер генерал Э. И. Тотлебен.

Павел Степанович Нахимов

После Балаклавского и Инкерманского сражений 1854 года борьба за город перешла в затяжную стадию. Пережив зиму, союзники прорвались в Азовское море. К маю 1855 года войска антироссийской коалиции на полуострове насчитывали 175 тысяч человек, русские войска — 85 тысяч, в том числе 43 тысячи в районе Севастополя.

В ночь на 28 августа (9 сентября) 1855 года противник овладел ключевой позицией — Малаховым курганом, что предрешило исход Севастопольской обороны. Дальнейшая оборона города не имела смысла, и город был оставлен.

Героическая битва за Севастополь продемонстрировала умелую организацию активной обороны, основанной на взаимодействии сухопутных войск и флота. Но Крымская война была проиграна, и по результатам Парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Это право было восстановлено лишь через 15 лет.

Оборона Севастополя (фрагмент), Франц Рубо

Во второй половине XIX века Россия приступила к строительству парового военного флота, в первую очередь на Балтике. В 1881 году была принята государственная кораблестроительная программа, предусматривавшая постройку целых серий новейших броненосцев, крейсеров, миноносцев и канонерских лодок.

К концу XIX века Балтийский флот имел в своем составе свыше 250 современных кораблей всех классов. Был возрожден и Черноморский флот — как паровой броненосный флот, причем строящиеся в Николаеве и Севастополе броненосцы были более мощными и крупными, чем корабли аналогичного класса на Балтике. Всего к началу XX века в составе Черноморского флота насчитывалось уже семь эскадренных броненосцев, один крейсер, три минных крейсера, шесть канонерских лодок, 22 миноносца и других кораблей.

В ночь на 8 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того предпринял военные действия против Российской империи. Началась русско-японская война. После 10-месячной героической обороны была потеряна главная база русского военного флота на Тихом океане — Порт-Артур. Адмирал Степан Макаров, руководивший действиями кораблей при обороне Порт-Артура, погиб при подрыве на мине флагманского броненосца «Петропавловск». Многие историки называют С. О. Макарова последним выдающимся флотоводцем Российской империи.

Российское командование послало в помощь осажденному Порт-Артуру эскадру Балтийского флота под командой адмирала З. П. Рожественского в обход мыса Доброй Надежды через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Этот поход закончился 27–28 мая 1905 года Цусимским сражением, ставшим, пожалуй, самым катастрофическим поражением русского флота. Разгром при Цусиме выявил тотальную технологическую отсталость отечественного флота по сравнению с японским. Также свою роль сыграло противоречивое, а подчас и бездарное командование действиями русского флота перед сражением и во время его.

Крейсер Аврора в Цусимском сражении

После поражения в русско-японской войне началось возрождение флота Российской империи, чья репутация сильно пошатнулась. Так, 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе русского флота был созданы подводные силы. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника.

По личному повелению императора Николая II были заложены новые линейные корабли, ассигнования на которые ранее отклоняла Государственная дума. С 1906 по 1913 год Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды — это пятый по объемам бюджет после Великобритании, Германии, США и Франции. Однако в таком восстановлении флота плохо было то, что очень многое — и сами боевые единицы, и детали, и база обеспечения — поставлялось из-за рубежа, в результате чего страдали отечественная флотская школа и промышленность.

В таком состоянии Россия и ее флот встретили начало Первой Мировой войны, разразившейся в 1914 году. Основными театрами военных действий против Германии и Турции стали Балтийское и Черное моря соответственно.

В ходе операции «Альбион» германские войска смогли добиться перелома, захватив Моонзундские острова. К марту 1918 года, во многом благодаря внутренним потрясениям в России, которая уже стала республикой, германский флот полностью господствовал над Балтийским морем.

Броненосный крейсер Рюрик

На Черноморском театре военных действий ситуация складывалась удачно. Черноморским флотом с основной базой в Севастополе командовал адмирал А. А. Эбергард, а с 1916 года — вице-адмирал А. В. Колчак. По мнению исследователей, активная и грамотная деятельность А. В. Колчака по минированию выхода из Босфора и порта Варна привела к установлению полного господства Черноморского флота на театре боевых действий. Ни одно неприятельское судно вплоть до лета 1917 года не появлялось в акватории Черного моря.

Однако к моменту окончания Первой Мировой войны российской империи не стало. И 16 апреля 1917 года флот был упразднен. Часть кораблей захватили немцы, еще часть была затоплена по приказанию Ленина. В ходе Гражданской войны русским морякам приходилось сражаться на стороне и красных, и белых, и Украинской державы, которая получила часть захваченных немцами кораблей Черноморского флота. После победы большевиков оставшиеся корабли вошли в состав будущего ВМФ СССР.

Эскадра линейных кораблей Балтийского флота (Цесаревич, Слава, Андрей Первозванный, Император Павел I), 1915 г.

За свою 70-летнюю историю советский Военно-морской флот имел много славных страниц, хотя не обходилось и без трагических. После исторического пика могущества в 1985 году, когда в составе всех советских флотов находился 1561 корабль, флот Российской Федерации в 1990-е и 2000-е годы постепенно слабел и уменьшался в количественном составе — до 136 кораблей в сумме в 2010 году.

Сегодня, через 30 лет после распада Советского Союза, Военно-Морской Флот Российской Федерации постепенно модернизируется и восстанавливает былое величие. Но что оставалось неизменным во все века существования отечественного флота — это доблесть моряков, их верность воинской чести и долгу перед Родиной. И как гласит девиз ВМФ: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Встречают по прическе
13 сентября — День парикмахера
Наука во имя победы
Леворукость не порок
13 августа отмечаем день левшей
«Если я сижу, а не бегаю, значит, у всех все работает…»