В 2022 году исполнилось 130 лет со дня рождения Константина Паустовского. Певец Мещёрской стороны — так называют писателя. В своих произведениях заповедный уголок Рязанщины он прославил на весь мир. Паустовский родился и вырос в Москве, но Рязанский край, в особенности Мещёру, называл своей второй родиной.
Существует красивая история о том, как однажды в московском магазине Константину Паустовскому завернули кусок сыра в обрывок старой географической карты. Развернув листок бумаги, писатель увидел клочок карты «заповедной страны». «Бесконечные леса, озера, извилистые реки, едва намеченные пунктиром заросшие дороги, пустоши, деревушки, лесные кордоны и даже постоялые дворы — все, о чем я мечтал в своей жизни, было собрано здесь», — так описывает этот эпизод сам Паустовский в своей «Книге скитаний». Место, изображенное на обрывке карты, было Мещёрой.
На самом деле знакомство с Рязанским краем у Паустовского началось раньше. Писатель приезжал в Рязань в гости к родным своей первой супруги Екатерины Загорской-Паустовской. Узнавать Мещёру он начал с Солотчи в начале 30-х годов. Сначала останавливался в доме старушки Марьи Михайловны. А затем перебрался в усадьбу русского гравера Ивана Пожалостина. Полузаброшенный дом оживает, становится «очагом культурной жизни». Здесь побывало немало друзей и знакомых Паустовского: писателей, ученых, даже кинорежиссеров. Например, в Солотчу дважды, в 1937 и 1939 годах, приезжал Аркадий Гайдар, именно здесь он написал свою повесть «Судьба барабанщика». Солотча на долгие годы стала местом творечества и отдыха Паустовского. Он целыми днями бродил по бескрайним Мещёрским лесам, по лугам, по берегам озер и рек.
В 1931 году в апрельском номере горьковского журнала «Наши достижения» вышел очерк Константина Паустовского «Мещёрский край», в котором он впервые рассказывает о Солотче и Мещёре, доме Пожалостина и местных художниках.
В последующие годы серия произведений, посвященных рязанской Мещёре, только растет. В середине 30‑х годов автор создает цикл Мещёрских рассказов — это «Барсучий нос», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Последний черт» и «Резиновая лодка».
А в 1939 году вышел в свет рассказ писателя, который все мы знаем со школьной скамьи — «Мещёрская сторона». «В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы» — отрывок из рассказа «Мещёрская сторона».
В послевоенные годы писатель продолжает создавать произведения Мещёрского цикла. В рассказе «Телеграмма» Паустовский пытается донести до читателя, что в повседневной суете мы часто забываем о родных людях, а потом бывает слишком поздно. Этот рассказ произвел огромное впечатление на актрису и певицу Марлен Дитрих. И на своем концерте в Центральном доме литераторов в Москве в 1964 году в знак глубокого уважения она преклонила колени перед писателем.
В общей сложности Константин Паустовский посвятил Мещёре около 50 произведений разных жанров. «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра» — отрывок из рассказа «Кордон 273».
Последние годы жизни писатель провел в небольшом городке Тарусе Калужской области. В Солотче Константин Паустовский последний раз побывал за два года до смерти, в августе 1966 года.
Усадьба Пожалостина — дом, где многие годы жил и творил Константин Паустовский
А уже после смерти писателя, его третья жена Татьяна Евтеева-Арбузова, приехала в Солотчу и выкопала в лугах куст шиповника с комком Мещёрской земли, который затем посадила на могиле Константина Паустовского.
Сегодня в Солотче есть «Тропа Паустовского». Туристы могут пройти по маршруту писателя от дома-музея Ивана Пожалостина до озера Черного, рассматривая и узнавая по пути места, описанные в произведениях писателя.
Комментариев нет