07.06.2022
Ярославская область

Потешный флот Петра, с которого все и началось

Майя Коврайская, советник по связям с общественностью ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»

Колыбель российского флота. Именно так порой называют Переславль-Залесский. В 1688 году шестнадцатилетний Петр Первый приехал в Переславль и был поражен простором Плещеева озера. Увлекшемуся кораблями юноше подсказали, что неподалеку от Москвы есть огромное (его площадь тогда составляла около 70 квадратных километров) озеро. И вот, сказав матери, что едет на богомолье, отправился Петр в город Переславль-Залесский. В течение трех лет, с перерывами, он строил там корабли, делая их все лучше и лучше.

В 1691 году стало понятно серьезное намерение Петра сделать Плещеево озеро местом учения «мореходной» науке. Тогда переславский воевода получил указ «для пришествия великого государя построить двор» на горе Гремяч. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, с «потешным» и «деловым» дворами с амбарами и мастерскими, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. Были здесь и кузница, судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска к озеру в холме был прокопан канал. Петр умел находить удовольствие в труде, работая на переславской верфи корабельным плотником. Вместе с ним азы кораблестроения постигали 16 преображенцев во главе с сержантом Якимом Ворониным.

Потешная флотилия

К маю 1692 года на озере собралась значительная флотилия из различных по типу и величине судов, как построенных на месте, так и перевезенных с Москва-реки.

1 мая на воду был спущен 30‑пушечный фрегат «Марс», и состоялись полноценные маневры потешного флота. А уже в августе на инсценировку водного сражения во взаимодействии с пехотой и артиллерией были приглашены гости из Москвы. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.

В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать. Спустя 30 лет Петр вновь посетил Переславские земли и обнаружил, что корабли находятся совсем в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.

Тем менее один бот удалось сохранить. Уникальный экспонат — ботик, который по преданию построил сам Петр Первый в конце 17 века, и по сей день хранится на Переславской земле. Бот «Фортуна» — это единственное уцелевшее судно из «потешной» флотилии Петра. По неизвестным причинам его не увезли из амбара на холме Гремяч. Там его нашли в 1802 году. А уже через год, в 1803 году, на холме построили ботный дом. Это стало началом создания музея. «Ботик Петра» считается самым старым провинциальным музеем страны: 1 августа ему исполнится 219 лет. Кроме основного экспоната здесь представлены корабельные украшения и инструменты, которыми пользовались корабелы.

Сегодня, как и сотни лет назад, на озере много кораблей. Правда, в основном туристических. Но о прошлом здесь не забывают. Каждый год на том самом месте, где Петр Первый начал превращение России в Великую морскую державу, отмечают День Военно-морского флота. Встречает и провожает гостей сам Петр Первый — отлитый в бронзе, он навсегда остался юным, каким впервые вступил на Переславскую землю.

Добавить в закладки
Поделиться