Поисковик

Юрий Стрелков — сотрудник ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», филиал в городе Таганроге, командир отделения розыска ВПРУ «Скиф». С 2010 года участвует в поисковых экспедициях отряда «Скиф». Занимается установлением личности найденных останков погибших воинов и розыском их родственников.

Вот его рассказ.

— Я всегда интересовался Второй Мировой войной. Еще со школы. Мой дед много рассказывал про оккупацию, в которой он жил четыре года в городе Херсоне. Другой дед воевал, освобождал Венгрию, тоже много рассказывал. Вот и пришел я в «Скиф». Недавно посчитал, что установил личности 72 погибших защитников Миус-фронта в Ростовской области. По масштабам количество погибших там сравнимо с потерями в Курской битве. Здесь полегло более 700 тысяч советских бойцов. Находим мы также и солдат Вермахта, чешских и итальянских воинов. Из найденных и опознанных 72 погибших нам удалось связаться с родственниками двадцати четырех.

Как мы устанавливаем личность? По любой подписанной вещи. Это могут быть ложки, ремни, медальоны, портсигар один даже попался. Если на вещи есть инициалы — это большая находка! Потом пробиваем информацию по поисковой системе на сайтах «Мемориал» или «Подвиг народа».

Например, мы нашли бойцов из разведгруппы «Максим» в Орловском районе Ростовской области. В том числе останки девушки с подписанным гребнем. Эта девушка была радисткой, и рядом с ней находился снайпер. Группа прикрытия, сражаясь с немцами, погибла. Погибла и та группа, которую они прикрывали. Но до того момента, пока мы их не нашли, не было даже известно, что отряд разделился на две группы. Так мы раскрываем подробности тех времен.

Еще очень интересная история была. В декабре 2012 года в Таганрогском заливе был сильный ветер, и вода сильно спала. Вот рыбаки и наткнулись на пропеллер самолета и сразу сообщили нам. Мы приехали и смогли достать самолетный двигатель весом 800 кг. Оказался он от дальнего бомбардировщика ДБ-3. Месяц мы вычищали этот двигатель от ракушек, песка, наростов. Удалось установить его номер. В этом нам помогли поисковики из поискового объединения «Тризна», что на севере страны. Они занимаются поисками в Ленинградской и Мурманской областях. Они связались с архивом Минобороны и потом подсказали нам, как найти и определить номер двигателя самолета.

Я нашел семь совпадений в номере на двигателе, установил полк, к которому был приписан этот самолет-бомбардировщик Ил-4. Выяснилось, что самолет был подбит фашистами в декабре 1941 года, когда возвращался после бомбардировки села Троицкое Неклиновского района. Командиром экипажа был Степан Иванович Кретов 1919 года рождения, родом из Минусинска Красноярского края. Это был его первый бой. В экипаж входили еще Николай Константинович Паршин из села Куваново Каменского района Пензенской области, Яков Васильевич Турчаков из Днепропетровской области и Иосиф Филиппович Загорец родом из Белоруссии (его племянницу мы нашли в Мариуполе (Украина)).

Самолет этот атаковали немецкие истребители. В неравном бою с четырьмя немецкими самолетами экипаж был сбит над Азовским морем. Но наш бомбардировщик еще и сам умудрился сбить один истребитель. В итоге Ил-4 развалился в воздухе, экипаж выбросился из поврежденного самолета в километре от берега.

Из четырех членов экипажа выжил только Кретов. Он за 100 метров до земли открыл парашют и упал на лед. Повезло, что были морозы. Полз потом почти километр к берегу, там услышал русские голоса. Это ребята собирали на берегу вынесенные прибоем доски. Его спрятали у себя жители села Мержаново, что недалеко от Таганрога, а потом переправили к партизанам и далее к своим. В 1942 году Степан Кретов заехал в Мержаново, чтобы найти и поблагодарить своих спасителей. Но семьи этой уже не было в живых. Их расстреляли немцы за укрывание русского летчика.

Вообще судьба Кретова очень интересная. Его сбивали семь раз. И он все время оставался в живых. Один раз оказался на территории врага и пешком пришел к своим, не встретив по пути ни одного немца. Один раз у него вообще парашют не раскрылся, и он удачно упал в балку, соскользнул по склону.

Степан Кретов — дважды Герой Советского Союза, он прошел всю войну и потом преподавал: с июля 1961 года в Ростовском Высшем командном инженерном училище, с декабря 1973 года — в Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского.

Найденный нами двигатель бомбардировщика мы передали в краеведческий музей Минусинска. Сотрудники музея были очень благодарны, ведь экспонатов времен Великой Отечественной войны у них до этого не было. Мотор самолета они отчистили максимально. Теперь его можно увидеть на родине героя.

Беседу вела Ангелина Волкова
Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Неженская профессия
Поэтесса на диспетчерской службе
Весеннее настроение, или про дожди на омских улицах
Неугасимая память