Памяти космонавта В. М. Комарова

16 марта исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося летчика-космонавта, испытателя Владимира Михайловича Комарова. Рано ушедший из жизни, он успел совершить многое и вписал свое имя в ряд легендарных первопроходцев космоса.

Биография Владимира Комарова — наглядный пример того, что при определенном упорстве любые цели человека осуществимы. Мальчик из простой московской семьи, следовавший за собственной мечтой, дважды побывал в космосе.

Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве. Впервые он попал на аэродром в семилетнем возрасте. Он увидел самолеты вблизи, смог потрогать их рукой. С тех пор он часто наблюдал за полетами, а летчики стали в его глазах настоящими героями. Мальчик уже тогда знал, кем он хочет стать, когда вырастет.

На лето его часто отправляли в деревню к бабушке. Именно там он и встретил известие о начале Великой Отечественной войны. В 1943 году Владимир закончил 7 классов в 235‑й московской средней школе, тогда же он узнал, что в Лаврушинском переулке формируется 1‑я московская спецшкола ВВС. Мечтая защищать Родину вместе со старшими товарищами, он отправился учиться. Комаров закончил летную школу в июле 1945 года, когда Великая Отечественная война уже завершилась. В сентябре того же года он стал курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища.

В июле 1946 года Владимир был переведен в Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова, после успешного окончания которого в 1949 году, он стал военным летчиком-истребителем и начал службу в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, которая базировалась в Грозном.

Здесь, в Грозном, Владимир познакомился со своей будущей женой. Мужчина увидел портрет девушки в витрине фотоателье. Ослепленный очарованием красавицы Комаров долго пытал фотографа, кто же изображен на снимке. Но работники студии знали только, что девушка — студентка педагогического университета. Как военный выяснит позже, красавицу звали Валентина.

Вместе с другом Владимир проводил свободное от службы время неподалеку от учебного заведения, пока не встретил незнакомку с фотографии. Через полгода после первого свидания молодые люди поженились.

Сначала у новобрачных родился сын. Мальчика назвали Евгением, а еще через 8 лет на свет появилась дочка Ирина. После смерти супруга Валентина не вышла замуж, сделав центром собственной жизни подрастающих детей.

Владимир Комаров с семьей

По словам Алексея Леонова, будущего друга Комарова, он был во всем очень сдержанным человеком, однако любил играть в командные игры — футбол и баскетбол. Хорошо знал и любил театры. «Характер спокойный, вдумчивый, рассудительный, логичный» — вспоминал Леонов.

Параллельно со службой Комаров продолжал совершенствовать свое образование. В 1959 году будущий космонавт окончил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА имени Жуковского), получив специальность в сфере авиавооружения. Теперь он досконально был знаком с самолетами не только как военный летчик, но и как инженер. Техническое образование, опыт летной и инженерной деятельности и работа над испытанием разнообразной летной техники определили решение комиссии о приглашении Комарова в первый отряд космонавтов.

Вскоре Владимир познакомился с будущими космонавтами. Среди них был и Юрий Гагарин, с которым у него сложились особенно теплые отношения.

Ю. А. Гагарин и В. М. Комаров

Общекосмическая подготовка Владимира Комарова не отличалась от подготовки других космонавтов: те же баро-и термокамеры, центрифуги, прыжки с парашютом, погружения в воду и многое другое.

Он не попал в лидирующую шестерку несмотря на высшее инженерное образование, которым могли похвастаться не многие космонавты первого отряда. Комаров стал 7‑ым космонавтом Советского Союза, полетевшим в космос.

Свой первый космический полет Владимир Комаров совершил 12–13 октября 1964 г. на борту КК «Восход» вместе с К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа был не только летчик, но также инженер-проектант корабля и врач. Впервые в истории полет экипаж совершал без скафандров. Кроме того, впервые была применена система мягкой посадки. Итоговая длительность полета составила: 1 сутки 17 минут 03 секунды.

За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль Золотая Звезда.

Первый отряд космонавтов

С сентября 1965 года космонавт готовился к полету в качестве командира корабля «Союз‑1» по программе первой стыковки на орбите.

Работа над кораблем продолжалась пять лет, но, несмотря на три пробных запуска, к 1967 году «Союз» оказался еще не готов. Однако в год 50‑летия Октябрьской революции у конструкторов не было права на отсрочку.

Планом полета предусматривалось следующее: Комаров стартует на «Союзе‑1», после успешного выхода на орбиту вслед за ним стартует «Союз‑2» с тремя членами экипажа — Валерием Быковским, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Двум последним после стыковки кораблей «Союз» на околоземной орбите предстояло выйти в открытый космос и перейти с борта второго «Союза» в корабль Комарова, вместе с которым вернуться на Землю. Дублером Комарова был назначен первый космонавт Земли Юрий Гагарин, снова рвавшийся в космос. Есть мнение, что будь жив к тому моменту Сергей Королев, основным испытателем «Союза» непременно был бы назначен Гагарин.

Накануне Владимир КОМАРОВ прошел все медицинские обследования, и в три часа утра был готов к вылету. Все параметры ракеты и корабля перед стартом были в норме. 24 апреля 1967 года через 540 секунд после старта космический корабль «Союз‑1» вышел на орбиту.

Владимир Комаров во время медицинского обследования, 1964 год

На втором витке Владимир Комаров сообщил, что не открылась левая солнечная батарея, показатели зарядного тока — только 13–14 ампер. Данной энергии было недостаточно для стыковки со вторым кораблем. Было принято решение отменить старт второго корабля и выбрать подходящий виток, чтобы вернуть Владимира на Землю.

Утром 24 апреля на восемнадцатом витке, через 26 часов 45 минут после запуска, космонавту удалось сориентировать корабль вручную, соразмеряя пространственное положение «Союза» с Землей. При этом требовалось не допустить серьезных отклонений корабля при полете над ночной стороной планеты. Подобных тренировок космонавты никогда прежде не проводили. После этого связь с «Союзом» вдруг резко прервалась, но Комаров вскоре сообщил, что все в порядке, и корабль перешел на траекторию баллистического спуска. Все задействованные в операции вздохнули спокойно. Казалось, что самое страшное позади. Даже сам Комаров доложил в центр управления полетами, что чувствует себя нормально и находится в кресле катапульты, пристегнутый ремнями. Это были последние слова космонавта.

Корабли Союз 1 и Союз 2 в состыкованном виде

За 7 км до Земли начались новые неполадки. Не сработал тормозной парашют, а у запасного экземпляра из-за постоянного кружения «Союза 1» перекрутились стропы. Снизить скорость, с которой аппарат приближался к Земле, было невозможно. Крушение произошло в Оренбургской области, неподалеку от Орска. При столкновении «Союз 1» вошел в почву на глубину 0,5 м и загорелся.

За героизм мужество и отвагу, проявленную при испытательном полете, 24 апреля 1967 года Комаров был награжден второй медалью «Золотая звезда» посмертно. На траурном митинге с трибуны Мавзолея выступили Михаил Суслов, Мстислав Келдыш и Юрий Гагарин.

К расследованию гибели Комарова были привлечены лучшие специалисты, включая самих членов отряда космонавтов. Нового пилотируемого полета пришлось ждать до конца 1968 года.

Прах Владимира Комарова размещен в Москве у Кремлевской стены, но поклониться герою приходят и на небольшой холмик, расположенный в открытой степи Оренбургской области. Найти место легко — коллеги космонавта высадили рядом с местом трагедии березовую рощу. А через 20 лет после трагедии на месте гибели Комарова появился мемориальный комплекс.

На сегодняшний день в космосе побывало 137 кораблей «Союз» разных модификаций. Учитывая, что космонавты и сотрудники ракетно-космической отрасли — суеверные люди, после аварии 1 го и 11 го «Союзов» в названии любого пилотируемого корабля новой серии начали обходиться без цифры 1.

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Тянет ввысь
Вдыхай и выходи!
Газовые фонари Таганрога
Мордовия — благодатный край в сердце России