Особый режиссер
Андрею Кончаловскому — 85

20 августа свой юбилей празднует именитый режиссер Андрей Кончаловский. В свои 85 лет он нисколько не утратил трезвости ума, таланта, интереса к профессии и желания творить. В его картинах, а их более 30, мастер, как и пол века назад, продолжает размышлять над природой человека, его предназначении. Мы собрали ряд высказываний Кончаловского о разных сторонах жизни и творчества.

О свободе

— Человек, свободный внешне, должен быть чрезвычайно организован внутренне. Чем более человек организован, то есть внутренне несвободен, тем более свободное общество он создает. Каждый знает пределы отведенной ему свободы, не тяготится ее рамками. Самоограничение каждого — основа свободы всех.

О русских

— Раскол свойственен и русским людям, и всей нашей культуре. Манихейство — либо черное, либо белое. Нет примиряющего начала — всегда конфликт.

— Я ввел термин «культурный геном». То есть, в каждой культуре есть определенный набор качеств и моральных императивов — это и есть своего рода культурный геном. Российский этический код мы еще не разобрали. Размышляя о нашем методе мышления, я прихожу к выводу, что русскому человеку свойственно больше верить, чем анализировать.

— Русский человек умеет только любить и ненавидеть. А европейский человек умеет, в основном, уважать. Русский не уважает никого.

О людях и жизни

— Я с людьми общаюсь очень легко, и чем больше живу, тем мне люди все интересней. Нет и малейшей усталости от людей и жизни. Мне врезалась фраза одного индийского философа, что надо относиться к каждому встречному, как к своему учителю.

А как замечательно ответил Толстой на вопрос журналиста о том, кто ваш любимый собеседник? «Тот, с кем я разговариваю в данный момент».

— Безжалостность как принцип — свойство людей слабых. Силе всегда свойственно сдерживать себя и прощать. Сознание собственной погрешимости — свойство силы.

— Человеческий оптимизм очень часто связан с верой, что все обстоит хорошо и дальше будет только лучше. Мне же кажется, оптимизм должен быть связан с тем, что хорошо никогда не будет, но надо жить в этом и с этим. Нести свой крест. В этом — оптимизм. Всегда нужно найти в себе силы жить, понимая, насколько мир и мы в нем далеки от совершенства.

О своем имени

— Почему Андрон? Я крещен как Андрей. Просто Петр Петрович Кончаловский любил цитировать сибирскую пословицу, которую он слышал от Василия Ивановича Сурикова: «Ну, это сапоги всмятку. Андроны едут…» Что это значит, до сих пор не знаю. Судя по всему, абракадабра. Вот поэтому он меня и прозвал Андрон, а имя это старорусское. Оно мне не очень близко. Андрей ближе.

Об искусстве и творчестве

— Массовое искусство всегда похоже на порнографию. Его задача — возбудить, удовлетворить и забыть. В настоящем искусстве так не происходит. Ты посмотрел и только потом начинается настоящий внутренний процесс. Помолчать после восприятия большого произведения искусства — это величайшее наслаждение.

— Я не верю, что искусство может изменить мир, но в отдельно взятом человеке, который более впечатлителен, может остаться более глубокий след.

— Искусство пытается ответить всего на один-единственный вопрос: зачем мы живем? Больше никаких других вопросов у меня нет. Это вопрос о смысле бытия. Одному удается поставить этот вопрос глубочайшим образом, другому даже в голову не приходит о нем задуматься. А третий пытается поставить, но у него не очень получается.

— Мне просто хочется делиться тем, что я люблю, и я прекрасно понимаю, что это не для всех. В молодости, видя пустой зал на своей пресс-конференции, я расстраивался. Сейчас мне кажется глупым быть в моде — важно ценить тех, кто интересуется моей работой. Пусть это и будет один человек.

На съемках «Истории Аси Клячиной... »

О Тарковском

— Я думаю, что он до конца не знал, как выразить то, что хочет. Его самая главная ценность — это искренность. А я ему говорил, мол, корова мычит искренне, но кто понимает, что она мычит? Думаю, что было бы интересно объяснить его отчаянные поиски тех смыслов, которые ему виделись. Потом, позже, когда он уже достиг успеха, его последние работы грешили неким нарциссизмом. Но, тем не менее, его интенция, его намерение — это самое интересное. Потому что это намерение художника. Он не хотел быть понятным, он хотел понять! Это — разные вещи.

С Андреем Тарковским

О фильме «Романс о влюбленных»

— В работе над «Романсом о влюбленных» меня вела мысль: а что если стать на самые высокие театральные котурны и попробовать с них не свалиться… в «Романсе о влюбленных» люди говорят во весь голос то, что в жизни стесняются выносить на люди. По жизненной логике — это фальшь, в лучшем случае, нескромность. Не кричат так громко о своей любви. О ней молчат. Когда душа переполнена чувством, слова излишни. Но у искусства свои законы. В нем человек может выразиться. Выплеснуться до конца. Разорвать оковы здравого смысла. Выпрыгнуть из самого себя.

С Еленой Кореневой на съемках фильма «Романс о Влюбленных»

О стране и мире

 — Я всегда думал о причинно-следственных связях развития страны, развития русской культуры. Еще начиная с «Андрея Рублева» большинство моих картин или сценариев так или иначе были посвящены разным эпохам истории моей страны. Будь то русское крестьянство, или дворянство, или революция. Я постоянно об этом задумываюсь, так что я постоянно живу в учебнике истории. Всегда.

— Сейчас мы живем во времена, когда происходит тектонический сдвиг в развитии цивилизации. С одной стороны, технологии разрушительно действуют на человеческий мозг, они разрушительно действуют на подкорку обилием ненужной информации. С другой стороны, доступность информации убивает память. Люди все меньше и меньше помнят. А чем меньше они помнят, тем меньше они знают. Это особенно происходит в европейской цивилизации, где память становится все короче и короче. Результат культуры отмены — только одно: отмена культуры, возвышения прав над обязанностями.

Краткая биография Андрея Кончаловского

Андрей Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве. Его отец Сергей Михалков был писателем и соавтором гимна СССР и Российской Федерации, а мать Наталья Кончаловская — детской писательницей и переводчицей. Через 12 лет у Кончаловского родился брат — будущий режиссер Никита Михалков.

С отцом Сергеем Михалковым и братом Никитой

Детство Андрея Кончаловского прошло в семейном «поместье» Михалковых на Николиной Горе, в ближнем Подмосковье. Кончаловский много занимался музыкой. В 1952 году он окончил Центральную музыкальную школу по классу фортепиано и поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, а в 1957 году — и в саму консерваторию. Однако позже Андрей Кончаловский решил, что хочет снимать кино. И поступил на режиссерский факультет во ВГИК, в мастерскую Михаила Ромма.

С братом Никитой Михалковым

Во время учебы Кончаловский снял короткометражку «Мальчик и голубь». Она получила главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества в 1962 году. Вместе с Андреем Тарковским работал над сценарием к фильмам «Иваново детство» и «Андрей Рублев».

В 1965 году режиссер окончил ВГИК и снял в Киргизии свой дебютный полнометражный фильм «Первый учитель» — экранизацию одноименной повести Чингиза Айтматова. Роль главной героини Алтынай исполнила Наталия Аринбасарова, которая потом стала женой режиссера.

Андрей Кончаловский и Наталья Аринбасарова

Затем Кончаловский снял «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». На главную роль он пригласил Ию Саввину. В 1966 году ленту в широкий прокат не допустили. Она вышла на экраны только в 1988 году и принесла Кончаловскому премию «Ника».

В 1969 году режиссер обратился к русской классике. Он снял «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева. А через год — «Дядю Ваню» по пьесе Антона Чехова. Доктора Астрова в картине сыграл Сергей Бондарчук, а дядя Ваню — Иннокентий Смоктуновский. В 1971 году на фестивале в Сан-Себастьяне фильм удостоили «Серебряной раковины».

В 1974 году вышел музыкальный фильм Кончаловского «Романс о влюбленных», по сути настоящий мюзикл. Картину посмотрело 40 миллионов зрителей, и на фестивале в Карловых Варах ее наградили Гран-при.

На съемках «Дворянского гнезда»

В эпическом четырехсерийном фильме «Сибириада» Кончаловский изобразил жизнь в Сибири с начала XX века по 1960-е годы. Лента в 1979 году получила Гран-при на Каннском кинофестивале. Благодаря этим работам режиссер прославился за рубежом, а также в 1980 году получил звание народного артиста РСФСР.

Андрей Кончаловский мечтал работать в Голливуде, но не хотел уезжать на Запад с фамилией деда, который был депутатом Верховного Совета. Поэтому перед отъездом он взял фамилию матери. В США Кончаловский снял драму по Андрею Платонову «Возлюбленные Марии», фильм-приключение «Поезд-беглец» и блокбастер «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. Эти картины позднее стали мировой классикой. Однако найти работу режиссеру в Голливуде было трудно. Поэтому в начале 1990-х Кончаловский вернулся в Россию.

В 1991 году режиссер снял фильм-размышление о природе сталинизма «Ближний круг». А в 1994 году вышла лента «Курочка Ряба» — гротескное продолжение истории об Аси Клячиной через 25 лет в посткоммунистической России. Ия Саввина отказалась сыграть в фильме, так как посчитала сценарий оскорбительным для русского народа. Поэтому роль Аси исполнила Инна Чурикова.

 

Кончаловский был женат пять раз, но Брак с Юлией Высоцкой стал самым длительным и счастливым в его жизни, а также вдохновил режиссера на новые работы. В 2002 году он выпустил на экраны экстравагантный фильм «Дом дураков». Он рассказывал об обитателях сумасшедшего дома около границы с Чечней во время первой чеченской войны. Главную роль в нем сыграла Высоцкая.

В 2014 году режиссер снял «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Картина вошла в основную программу Венецианского кинофестиваля, а Кончаловский получил за нее «Серебряного льва». Ту же награду присудили в 2016 году его следующей работе «Рай». Это история о том, как во время Второй мировой войны сложились судьбы русской аристократки-эмигрантки и участницы французского Сопротивления, которую сыграла Юлия Высоцкая.

С Юлией Высоцкой на съемках фильма «Дорогие товарищи»

В 2019 году Кончаловский выпустил фильм «Грех», посвященный жизни итальянского скульптора и художника Микеланджело. А в 2020 году вышел фильм «Дорогие товарищи!» о «новочеркасском расстреле» 1962 года. Картина получила «Золотого орла», специальный приз жюри на Венецианском фестивале и была выдвинут на «Оскар».

Спектакли Андрей Кончаловский начал ставить в 1980-е годы, причем первые его работы были зарубежными. В 1985 году он представил оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин» в миланском Ла Скала, а через два года — драму «Чайка» Антона Чехова в парижском театре «Одеон». Также он поставил несколько опер в Париже, Нью-Йорке, Турине и на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

С женой Юлией

В Театре им. Моссовета режиссер поставил серию спектаклей по пьесам Антона Чехова: «Чайку», «Три сестры», «Вишневый сад». А премьера «Дяди Вани» прошла в декабре 2009 года в честь 150-летия со дня рождения Чехова. Эти постановки имели большой успех, театр гастролировал с ними по Америке, Прибалтике, Англии, Италии и Израилю. Во многих из спектаклей сыграла Юлия Высоцкая.

В 2010 году Кончаловский стал членом Общественной палаты Российской Федерации, а через три года — президентом киноакадемии «Ника». Также в ноябре 2018 года Андрей Кончаловский вошел в Совет при Президенте по культуре и искусству.

По материалам rg.ru, tass.ru, konchalovsky.ru, lenta.ru, livelib.ru, culture.ru, ru.wikipedia.org
Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Викторина ко Дню российского кино
Рисовать мне хочется всегда