Это поэтическая и трагическая история о брате моего дедушки, в честь которого назван один из населенных пунктов Крыма и которому посвятила стихотворение известная поэтесса Юлия Друнина.
Николай Щебетов родился в 1920 году в небольшом селе Горбатицкое Полоцкой области Белоруссии. Отец Николая Василий, вернувшись весь израненный с фронтов первой империалистической, вскоре умер. Семья перебивалась случайными заработками да натуральным хозяйством. В начале 1930-х старший брат Александр подался на Дальний Восток, прослышав, что там живут побогаче да посытнее. Через шесть лет к нему приехал Николай и сразу же поступил на трехгодичные курсы группы радиовещательных устройств.
В 1940 году подошло время служить в армии. По распределению Коля попал в Бикинский пограничный отряд, где прошел курс молодого бойца и сразу был назначен помощником командира взвода роты связи. Кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба Николая, если бы не грянула Великая Отечественная. В числе других он пишет рапорт о направлении добровольцем на фронт. Однако начальство рассудило иначе. В ноябре 1941 года сержанта направляют на открытые ускоренные курсы младших лейтенантов при Хабаровском военном артиллерийском училище. За успехи в учебе и как имеющего техническое образование Николая сразу назначили на должность начальника связи 9-го отдельного мотопонтонного мостового батальона 35-й армии, базировавшегося в городе Лесозаводске Приморского края.
Все бы шло хорошо, если бы не один печальный факт. Его старшего брата Александра арестовали по ложному обвинению, что быстро отразилось на службе молодого офицера. В декабре Николай был снят с должности начальника связи батальона и направлен в штрафбат — на передовую, кровью смывать с себя несуществующий позор. Через два года брата освободят и полностью реабилитируют, доказав абсурдность выдвинутых против него обвинений, но будет уже слишком поздно.
Новым местом службы младшего лейтенанта Щебетова стала 112-я стрелковая дивизия, формировавшаяся в городе Татарске в основном из ранее заключенных. Это так называемые штрафные батальоны. Здесь молодой офицер получил назначение командиром взвода транспортной роты. И 7 мая 1942 года 112-я стрелковая дивизия отбыла в Рязань, где вошла в состав 1-й резервной армии Московского военного округа. В июле дивизия, переподчиненная 64-й армии, была брошена на самый напряженный участок фронта, оборонять подступы к Сталинграду.
Судьба берегла молодого офицера. Участвуя в Сталинградской и Курской битвах, находясь зачастую на самом острие главного удара, Николай не получил даже царапины. И все же подобное везение на войне долго продолжаться не могло.
Первый раз его серьезно ранило в октябре 1943 года при форсировании Днепра, где дивизия вела широкомасштабное наступление севернее Киева. Снаряд угодил в самую середину понтона, разметав в клочья плавсредство, загруженное техникой и личным составом. Очнулся Николай на берегу, куда его прибило сильной волной. Раненого лейтенанта подобрал медсанбат, следовавший во втором эшелоне, и направил на лечение в госпиталь. Лечился Николай долго. Плохо заживала наполовину ампутированная стопа.
Николая готовили к увольнению в запас по ранению, но он добился у командования разрешения остаться в строю. В своем же родном батальоне лейтенант Николай Щебетов был причислен к без вести пропавшим, о чем известили родственников в далеком Хабаровске.
В декабре лейтенант Щебетов прибыл на Северный Кавказ, где в это время шло формирование отдельной Приморской армии, готовящейся к освобождению Крыма. В свое подчинение, как бывалый офицер, смывший кровью пятно в своей биографии, он получил разведвзвод.
В ночь на 11 апреля 1944 года отдельная Приморская армия перешла в наступление. В первый же день она овладела Керчью, а затем стала преследовать отходившего врага вдоль южного побережья Крыма. Под напором советских войск немецкие и румынские дивизии отступали в сторону Севастополя, торопясь укрыться за его укреплениями.
13 апреля 1944 года к селению Отузы подошли передовые части 339-й дивизии отдельной Приморской армии. В это время оборону в селении держала румынская часть. Оседлав ущелье между двух гор, румыны перекрыли единственную дорогу, ведущую в долину к Отузам, тем самым пытаясь помешать быстрому продвижению советских войск и дать возможность отступающим фашистским частям уйти от преследования.
Их планы сорвал умелый маневр передового отряда войсковой разведки под руководством лейтенанта Николая Васильевича Щебетова. Пройдя козьими тропами по крутым горным склонам, разведчики, не заходя в поселок, свернули к винзаводу и внезапно ударили в спину затаившемуся в засаде врагу.
В завязавшемся бою было уничтожено две группы прикрытия противника со всей имеющейся техникой. Наши разведчики понесли единственную потерю — вражеская пуля сразила командира взвода разведки Николая Щебетова. Там его и похоронили.
Когда стихли бои, бойцы и жители Отуз собрались на траурный митинг. Тогда и решено было дать поселку имя лейтенанта Щебетова. А через несколько лет останки погибшего героя перенесли на Щебетовское поселковое кладбище, перезахоронив его рядом с другими бойцами, погибшими при освобождении Отуз от фашистских захватчиков.
У Юлии Друниной есть стихотворение, посвященное Николаю.
Щебетовка
Лейтенант Щебетов!
Ваше имя селению дали.
Но немногие знают про то,
И про подвиг ваш
Знают едва ли.
Просто думают —
Пение птиц
Послужило названью основой.
Лейтенант Щебетов!
Между нами
Натянутый провод.
Лейтенант Щебетов!
Я дыханье тяжелое ваше
Слышу в шуме ветров,
Что по скалам насупленным
Пляшут.
Там вы роту вели,
Где теперь не пройти
Альпинистам,
Где одни лишь стрижи
Режут воздух
С пронзительным свистом.
А ворвавшись в село,
Вдруг упали,
Сжимая винтовку…
Вновь весна. Замело
Алычовой пургой
Щебетовку…
1985 г.
Комментариев нет