Истории
24.09.2021
Волгоград

Кто куда, а мы на Север!
Или история о том, как волгоградские путешественницы на самом краю земли побывали.

Наталья Балясникова, экономист отдела по работе с бюджетными организациями ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»

В это отпускное лето ко мне пришла необычная идея — совершить путешествие от города — героя Волгограда до края земли — русской Арктики! «Дримтим» — девичья команда для дальнего путешествия состояла из меня в роли капитана и водителя одновременно, семилетней дочери и моей подруги, которая не только подменяла в дороге, но и была нашим штатным фотографом. По замыслу нашего грандиозного плана нужно было добраться до берега Северного Ледовитого океана (ну или хотя бы берега Баренцева моря), чтобы взглянуть на «русскую Арктику». Мы мечтали о том, чтобы выйти в холодное северное море, отведать морепродуктов и увидеть красоту Севера, а если повезет — увидеть китов. Поэтому наш маршрут был выстроен следующим образом: Волгоград — Кондуки — Ясная Поляна — Тула — Москва — Исток Волги — озеро Селигер — Сортавала — Горный парк Рускеала — Петрозаводск — Кивач — Мурманск — Териберка — Апатиты — Хибины — озеро Малый Вудьявр — Петрозаводск — Сортавала — Валаам — Пушкин — Санкт-Петербург — Москва — Волгоград. Всего наше путешествие длиной в 8000 километров заняло 16 дней. Все эти дни были для нас полны впечатления и восторга.

Первые впечатления мы получили в Тульской области на Романцовских горах или как их еще называют: Кондуки, Ушаковский карьер. Это уникальная природная локация, которая из-за своего рельефа и цвета воды напоминает поверхность другой планеты. Удивительный инопланетный пейзаж был в прошлом обыкновенным карьером, в котором добывали бурый уголь. А сейчас это прекрасное место для фотосессий и романтичного отдыха.

Следующую остановку мы совершили в музее — усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна». В родовом имении графов Толстых мы провели около пяти часов, успев посмотреть скромный дом Льва Николаевича Толстого, флигель Волконского, побывали в роскошном парке и яблоневых садах.

Вспомнив, что свой самовар мы оставили дома, мы решили посетить Тулу — старинный уездный город. Там мы полюбовались отреставрированным Кремлем, погуляли по Казанской набережной, зашли в Музей оружия, Музей пряника.

Очередной пункт нашего путешествия — столица нашей Родины. В Москве мы посетили пингвинов в Московском зоопарке, покормили уток на Патриарших прудах, погуляли в парке «Покровский берег».

Отдохнув, мы направились дальше, чтобы следующую остановку совершить у Истока Волги в Тверской области. Из маленького ручейка здесь великая русская река Волга с каждым километром набирает силу и мощь, красоту, размах и величие. Об этом свидетельствует огромный памятный камень. Тут моей дочке Ане удалось перешагнуть Волгу.

Также мы побывали в Нило-Столобенская пустыни и на озере Селигер. Это место, с его живописными сосновыми берегами и множеством островков, произвело на нас особенно сильное впечатление.

Далее у нас была запланирована остановка в Сортавале (Карелия) и пересадка на Рускеальский экспресс. Это туристический ретропоезд на паровой тяге, курсирующий по маршруту Сортавала — Горный парк «Рускеала» — Сортавала. Интерьер вагонов выдержан в стиле оригинального дизайна конца XIX — начала XX века. Погружение в атмосферу того времени способствует историческая форма проводников. Необычная красота горного парка «Рускеала» — мраморный каньон и подземные пещеры, созданные 300 лет назад руками человека, сегодня превращены в памятник природы и истории горного дела. Увидели «поворот рускеальского экспресса», зрелище очень эффектное: паровоз, отцепившись от вагонов, заезжает на поворотное устройство, чтобы таким образом развернуться и поехать обратно в Сортавалу. Детей и даже взрослых приводит в восторг то, что паровоз при этом гудит, пыхтит и дымит, погружая пассажиров в атмосферу прошлого века.

Следующий привал мы совершили в Петрозаводске на берегу Онежского озера. Петрозаводск — столица Республики Карелии, основан Петром I. Город очень зеленый.  Что удивительно, практически везде здесь растут голубика и брусника. Эти ягоды мы ели горстями прямо с ветки.

Возле развалин деревянного моста с многовековой историей мы встретили живую норку, которая даже не испугалась присутствия людей. Ведь она даже не подозревала, что из нее вышла бы неплохая шубка.

Отправившись из Карелии в сторону Мурманска, всего через несколько километров мы увидели указатель на водопад Кивач. И не могли туда не заехать. Этот величественный и прекрасный равнинный водопад находится на русле Суны в Кондопожском районе.

И вот, двигаясь по пути в Мурманск по федеральной трассе Р-21 Кола в Лоухском районе Республики Карелия, на 1068-м километре мы увидели въездной знак в виде стелы, которая подсказала нам, что мы наконец-то оказались за Полярным кругом. Это воображаемая линия, одна из пяти главных параллелей, обозначаемых на карте Земли. Северный полярный круг обозначает южную границу области полярного дня, то есть, начиная от этой параллели к северу, Солнце не заходит за горизонт, по крайней мере, одни сутки в году. Область к северу от северного полярного круга называется Арктикой. И темнеет здесь ближе к полуночи.

Теперь мы в Заполярье! И наш маршрут продолжает вести нас к самому интересному!

Двигалаясь по трассе «Кола» с весьма неплохим качеством дорожного покрытия мы очутились в Мурманске. Там мы побывали на смотровой площадке отеля Азимут, прогулялись на катере с экскурсоводом по Кольскому полуострову, посетили памятник «Алеша», прошлись по парку на озере Семеновское, посидели на памятной лавочке, установленной в честь знаменитого кота «Семена» (он прошел более 2000 км, чтобы вернуться к своим хозяевам), почтили память моряков подводников погибшим в мирное время (побывав у рубки подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море в августе 2000 года), а также увидели, где пришвартован атомный ледокол «Ленин».

Далее мы отправились к одному из красивейших мест Мурманской области — побережью Баренцева моря в районе Териберки. Тундра, красные марсианские скалы и чистейшие озера. Этот поселок стал знаменит благодаря фильму Звягинцева «Левиафан». Здесь находится «кладбище кораблей». Это заброшенный рыболовный флот Териберки. Еще мы увидели Батарейский водопад, который падает с высоких скал прямо в море. А также посетили пляж «Драконьи яйца».

В финальной части нашего путешествия, благодаря тому, что я работаю в «Газпром», мечты начали сбываться! Мы направились на скоростном катере в открытое море, чтобы наблюдать за китами. В море мы вышли около полудня и вернулись в бухту к пяти часам. И удача нам улыбнулась — к нашему катеру подплыл сельдевой кит (он очень похож на дельфина). Кит пускал фонтаны, дышал и старался оттеснить нас в сторону берега. К слову, наш проводник, моряк в прошлом, сам видел кита в такой близи впервые. Увидеть кита в непосредственной близости от Териберки — это большая удача! Когда видишь очертания китов под водой, понимаешь какая это громада! Прекрасно и страшно одновременно! Но благодаря тому, что в руках была камера, кит был запечатлен во всей красе.

Погода менялась каждые пять минут: то яркое солнце, то тучи, что вот — вот пойдет дождь. Сильный ливень нас застал под конец нашей прогулки по Териберке. И здесь я в первые поняла, что значит «промокнуть до нитки».

Домой мы приехали очень довольные с массой впечатлений. Ведь мы не только увидели много уникальных достопримечательностей нашей необъятной Родины, но и отведали калитки (небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками), наелись вдоволь морошки, черники, голубики, вкусили лохинейто (красную рыбу в сливках), гребешка, камчатского краба, лосятины и медвежатины, а также испили самого вкусного кваса с изюмом, который делают в Нило-Столобенская пустынь.

И зачем ехать в какие-то «заграницы», когда в матушке — России столько неувиденных красот, неизведанных чудес, непокоренных гор и неисплаванных озер и рек? Я знаю точно, где проведу свой очередной отпуск. И обещаю рассказать об этом после.