26.04.2021
Ульяновск

История фронтового альбома

К. В. Кордупова, советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»

В сражениях военных лет участвовало более 200 тысяч ульяновцев, более половины из них не вернулись домой…

Я, Ксения Владимировна Кордупова, советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», хочу рассказать о встрече, произошедшей несколько лет назад в городе Ульяновске, накануне Дня Победы, с Шамилем Зартдиновичем Закировым, ветераном Великой Отечественной войны. Его, к сожалению, уже нет с нами, но результатом той встречи стал этот рассказ.

Закиров Ш. З.
Закиров после войны

На столе лежит небольшой блокнот с выцветшей обложкой. На пожелтевших от времени страницах наклеены фотографии, на которых улыбаются молодые ребята в военной форме. Юные лица и суровые от увиденного на войне глаза. «В этом альбоме —история артиллерийского полка 53-й армии с 1943 по 1945 год, —рассказывал Шамиль Закиров, ветеран Великой Отечественной войны. —История жизни моих фронтовых друзей, всего того, что произошло с нами за последние два года войны».

Как и десятки молодых ребят, осенью 1942 года Шамиль был призван в ряды Красной армии. Начальную военную подготовку проходил под Жигулевском, окончив курсы, стал водить грузовые машины. Затем получил направление в Ульяновск, на моторный завод, где собирали «студебеккеры» и активно готовились к отправке на фронт. И вот весной 1943 года из Горького на фронт отправился эшелон, груженый спецтехникой, оружием, снарядами.

«Мы еще не доехали до места назначения, —вспоминал ветеран, —а нас под Курском уже начали бомбить немецкие самолеты. Вот что значит молодость: солдаты буквально на руках выносили из горящего эшелона боеприпасы, вывозили машины, даже не задумываясь о том, что сами могут погибнуть. Наш командир приказал дальше двигаться на машинах».

Солдаты погрузили все боеприпасы, и колонна поехала к месту расположения 30-й зенитно-артиллерийской дивизии. Там водителей крупных грузовых машин Шамиль не нашел. «На мои вопросы все только отвечали: да перевелись они», —вспоминал ветеран. И только спустя некоторое время, отправившись в свой первый рейс на фронт, Шамиль Зартдинович понял, что означает эта фраза.

Перевозили они в основном зенитные орудия, доставляя их сразу же на передовую, чтобы обеспечить при наступлении огневую поддержку войскам. «Успех рейса заключался вот в чем, —рассказывал Шамиль Зартдинович. —Шофер просто обязан был остаться в живых, даже если по дороге машина попадала под обстрел немцев, и должен был сохранить груз, любой ценой доставить его на фронт. Это тот случай, когда от действий одного человека зависели жизни сотен бойцов. Ну, и водители, конечно, погибали».

А батальоны в сражениях на Курской дуге просили огня всё чаще. «У нас в полку не хватало машин, —говорил ветеран. —Шоферы падали от усталости, не спали по четыре дня. А во время наступления, когда необходимо было срочно перевозить оборудование и раненых, мы вообще забывали о том, какое время суток. Помню, комбат просил меня, когда я повез раненых в госпиталь, «главное —довези их живыми». Дорога была вся в воронках, машину заносило, а я думал о раненых, старался ехать так, чтобы поменьше трясло».

Во время боев под Курском, когда немецкие войска готовили окружение, русские солдаты и офицеры смогли выстоять, сдержать натиск и выстроить оборону во многом благодаря таким водителям, «фронтовым асам», как Шамиль.

«Даже в самые тяжелые моменты сражений, —рассказывал мне тогда Шамиль Зартдинович, —мы доставляли боеприпасы. Машины ездили круглосуточно по коридору, который прозвали «огневым» из-за того, что по нему мы возили снаряды к зениткам».

Самым страшным эпизодом из всей войны для Шамиля Зартдиновича стал объезд боевых позиций после боя. «Заградительные батареи, —вспоминал ветеран, —находились впереди и были «живым щитом» нашей армии. Настоящую правду войны я понял, когда в один день утром видел этих бойцов, они смеялись и шутили, разгружали машину, а вечером меня встретила тишина… Из 120 человек осталось только 18. Погибшие отдали свою жизнь, чтобы спасти других. Я тогда решил, что непременно довезу оставшихся раненых до госпиталя, они должны жить и обязательно вернуться домой».

За участие в тех сражениях Шамиль Закиров был награжден медалью «За боевые заслуги».

На фронте Шамиль подружился с тремя шоферами из соседних полков. Вместе они прошли через всю войну. Вместе участвовали в боях за освобождение Варшавы, вместе встретили победу в городке Серед в Чехословакии, где и появились первые фотографии фронтового альбома и первая запись: «На долгую память Шамилю от друзей-однополчан».

«Там, в Чехословакии, в мае 1945 года мы жили предчувствием победы, очень часто фотографировались», —рассказывает Шамиль Зартдинович. Их фронтовое братство продолжалось и после войны. «Знаете, —говорил Шамиль Зартдинович, —война унесла миллионы жизней, но она подарила таких друзей, которых в мирное время не встретишь. Там на фронте сразу было видно, что у человека на душе и за душой».

После войны Шамиль Зартдинович вернулся в Ульяновск, но с профессией водителя уже не смог расстаться никогда. Участвовал в экспедициях по подготовке земель для будущего водохранилища реки Волги, а затем перешел на работу в «Ульяновскгоргаз» (сейчас —один из филиалов предприятия «Газпром газораспределение Ульяновск»), был водителем в аварийно-диспетчерской службе.

«Вся моя жизнь прошла в дороге, —вспоминал Шамиль Зартдинович, —которая вначале была фронтовой, а потом стала мирной».

Добавить в закладки
Поделиться
Читайте также
Охота в холодных водах
А молодость пропала
Наш кормилец
Газовый слесарь — это не только руки, но и голова